"Облако, зацепившееся за гору": экспозиция в Москве собрала лучшие работы художницы Таус Махачевой
«Облако, зацепившееся за гору» ‒ такое поэтичное название носит выставка работ дагестанской художницы Таус Махачевой. Экспозиция открылась в Московском музее современного искусства и собрала лучшие произведения, часть из которых столичная публика увидит впервые. Репортаж Станислава Дорэ.
Самые необычные объекты на выставке – гигантские вывески, которые Таус Махачева собирает несколько лет. Все они ‒ из Дагестана, а сейчас хранятся на складе у друзей в Москве. На вопрос, зачем их стала собирать, художница отвечает лаконично: «Просто захотелось сберечь и сохранить».
Тему сохранности затрагивает и видеоинсталляция «Канат», представленная на Венецианской биеннале. Главную роль здесь исполняет потомственный канатоходец Расул Абакаров, который балансирует над пропастью благодаря искусству.
«Очень важные смыслы в этой работе связаны с сомнениями любого художника: войдет ли то, что они делают в историю? как войдет? как сохранится? Какие решения ты принимаешь, когда делаешь ту или иную работу», ‒ поделилась Таус Махачева.
Так или иначе, почти все проекты Таус Махачевой связаны с культурой и традициями Дагестана, что вполне закономерно. Ведь ее дед ‒ знаменитый поэт Расул Гамзатов, в своих произведениях воспевавший родной край. Художница родилась и прожила большую часть жизни в Москве, училась в Лондоне. В Дагестане бывает часто, а не так давно, на волне успеха, оставила московскую жизнь и прожила в Каспийске несколько лет.
В удачном синтезе современного мировосприятия и глубокой погруженности в традиции искусствоведы и видят успех Махачевой. Ее быстро приняли и полюбили в арт-среде, она отмечена престижными премиями: Кандинского и «Инновация». Ее работы есть даже в собрании престижной лондонской галереи «Тейт». Успех и признание для Махачевой были очень важны, но до недавнего времени.
«У нас очень тяжело с критериями, и ты никогда не понимаешь: делаешь ли ты что-то интересное. Это постоянное существование в сомнении, подвешенном состоянии. Конечно, когда ты смотришь на ряд приглашений, тебе кажется, что это измерение, и ты становишься зависим ‒ желаешь Венецию. Вот Венеция ‒ ничего не изменилось», ‒ рассказала Таус Махачева.
Таус Махачева называет эту выставку своеобразным рубежом, неким подведением итогов перед новым творческим этапом, в котором художница намерена обратиться к другим форматам и темам. Многие считают эту выставку ретроспективной, но сама Махачева предпочитает называть ее перспективной, признавая, что не боится взрослеть и меняться.