"Я боготворю этот камень". Археолог Василий Любин

21 января 2018 20:50
Археолог Василий Любин, которому на прошлой неделе исполнилось сто лет, высказался по поводу юбилея так: «Мне сто лет, а копать нужно еще очень долго и много». Василий Прокофьевич трудится - ещё пару лет назад работал в поле, пишет в соавторстве с 57-летней женой книги по археологии, а стол его всегда завален артефактами.

Археолог Василий Любин, которому на прошлой неделе исполнилось сто лет, высказался по поводу юбилея так: «Мне сто лет, а копать нужно еще очень долго и много». Василий Прокофьевич трудится - ещё пару лет назад работал в поле, пишет в соавторстве с 57-летней женой книги по археологии, а стол его всегда завален артефактами. «Я не заглядываю в рюмочную, - говорит Василий Любин, - не курю, а все свои силы вкладываю в интересные дела». Раскрыть прочие секреты попытался наш корреспондент Сергей Загацкий.

Жизнь и профессия - не благодаря, а вопреки. 1936-й год, украинский город Николаев. Выпускник обычной средней школы Василий Любин поступает в Одесский университет. Мечтает о мирной профессии историка.

«Никаких археологических практик или экспедиций у нас тогда не было. Но однажды я все же побывал на раскопках в Ольвии, куда ездил с отцом на экскурсию», - вспоминает археолог, доктор исторических наук Василий Любин.

Историю можно потрогать руками - в конце 30-х это стало первым открытием для будущего археолога Василия Любина. Однако вместо лопаты молодому человеку пришлось взяться за винтовку. Началась Великая Отечественная война. Демобилизовался лишь в 1946 году в звании капитана артиллерии и с двумя орденами Красной Звезды. Но и после войны делать приходилось то, что нужно стране, а не то, что хотелось.

Цхинвал, интернат для детей сирот, Василий Прокофьевич - школьный учитель. Но мечта все же берет свое: в 1950-м Любин переступает порог Ленинградского института материальной культуры и обращается к Борису Борисовичу Пиотровскому с просьбой помочь ему поступить в аспирантуру. И поступает. С тех пор вся его жизнь связана со знаменитой семьей хранителей Эрмитажа.

«Много-много лет назад, вернувшись из одного из своих походов по Армении, будучи в нашем доме в Ереване, которого уже давно нет, около каменного стола, который стоял во дворе, Вы мне подарили нуклеус. Потрясающей красоты нуклеус. Он у меня и сейчас - когда что-то не так, я почему-то его трогаю», - вспоминает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Нуклеус, отщеп, скребок. За странными терминами - два миллиона лет истории человечества. Каменные орудия и вещи эпохи палеолита разложены на рабочем столе профессора Любина и сейчас. За плечами археолога - почти семь десятилетий научного труда, десятки монографий и статей, сотни экспедиций. Рисованные мамонты Каповой пещеры, стоянки древнего человека в Армении и Осетии, древнейшие захоронения на востоке страны. История человечества, рассказанная камнями.

«Я просто боготворю этот камень, он очень значительный для меня. Разобраться в нем, расшифровать, исследовать… Здесь и геология, и стратиграфия, и геоморфология», - говорит археолог, доктор исторических наук Василий Любин.

Последний раз в экспедиции Василий Прокофьевич Любин был два года назад. В свои 98 лет! Этого все равно мало, самые интересные открытия и находки всегда впереди, утверждает ученый.

Новости культуры