Уже более полувека Государственный институт реставрации спасает раритеты
Спасением раритетов занимается уже более полувека Государственный научно-исследовательский институт реставрации. За это время здесь воссозданы тысячи артефактов и произведений искусства. Реставрационные работы ведутся параллельно с исследовательской и экспериментальной деятельностью – методы восстановления и сохранения памятников постоянно совершенствуются.
Из только что поступивших для реставрации - экспонаты из фондов Военно-исторического общества. Они станут частью фонда будущего музея, открытие которого запланировано на эту весну. Русскую и советскую военную форму в Научно-исследовательском институте приведут в надлежащий вид. Вещи уникальны. Многие принадлежали нескольким поколениям царской фамилии. Например, образец 1907 года - кивер Преображенского полка, а также - гренадерская шапка и патронная сумка Голштинских войск с вензелем Петра III.
«К нам попала шляпа великого князя Михаила Павловича. С ней, конечно, будет много работы, мы уже начали, - рассказывает директор ГОСНИИР Дмитрий Антонов. - Здесь хранилась оригинальная бирка, на которой написано: "Шляпа, служившая его высочеству в Англии в 1817 году"».
В отделе масляной живописи за этот год отреставрировали около 20 произведений из музеев Москвы, Рязани, Пензы. Завершается работа над двумя полотнами Рокотова - прижизненным портретом Сумарокова и "Портретом мужчины в синем кафтане". Эти картины из фондов Исторического музея можно будет увидеть уже в начале нынешнего года на выставке в Третьяковской галерее.
«"Портрет мужчины в синем кафтане" имеет на оборотной стороне надпись XVIII века. Мы постарались провести такие реставрационные мероприятия, чтобы эта надпись осталась на авторском холсте. Нам это удалось», - отметила зав. Отделом масляной живописи ГОСНИИР Мария Чуракова.
Здесь можно видеть копию неизвестного автора картины Рубенса «Кесарю кесарево» из усадьбы «Останкино». Выполненная на мраморе, она была разбита на 39 частей. Теперь склеенное и укрепленное произведение тонируют.
«Фон - это не живопись, а мрамор, причем, мрамор, который за многие столетия существования картины приобрел странноватый (пестрый) вид, и тонировать под мрамор вдвойне сложно, поскольку это не масляные краски, соответственно, наши тонировки выделяются на чистом мраморе сильнее», - говорит художник-реставратор Юрий Козак.
В отделе темперной живописи не только реставрируют, но и изучают техники произведений древнерусской живописи. Сейчас в работе две иконы. Образ преподобного Антония Римлянина – покровителя путешественников – часть деисусного чина. Лик уникален - он подписной. Автор Иван Минин создал икону в марте 1778 года.
«Датированные подписные вещи - это редкость. Обычно древнерусские художники не подписывали произведения. И если работа по реставрации всего иконостаса будет когда-то завершена, то можно считать, что новый памятник будет введен в научный оборот», - сказал художник-реставратор Максим Василенко.
Прошедший год, говорят сотрудники, был плодотворным. Среди значимых и интересных восстановленных экспонатов - икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» из Успенского кафедрального собора Смоленска, походная коляска Кутузова из музея-заповедника «Бородинское поле». В скором времени завершится исследование живописи Андрея Рублева. Это совместный проект Третьяковской галереи и Института реставрации.