В Малом театре сыграли "Вассу Железнову" в первой авторской редакции

20 апреля 2016 11:29
Получилась трагическая сага о большой семье, где мать становится и ангелом-хранителем, и палачом.

«Пьеса о матери» - так Максим Горький кратко объяснял идею «Вассы Железновой». В Малом театре решили вернуться к первой версии этой пьесы. Получилась трагическая сага о большой семье, где мать становится и ангелом-хранителем, и палачом. 

Запах натурального дерева, до миллиметра выверенные объекты и огромный голубой задник, символизирующий небо – режиссер Владимир Бейлис с удовольствием рассказывает, как художник Эдуард Кочергин лично доделывал требующие внимания детали. В такой атмосфере первый в режиссерской практике Бейлиса Горький оказался особенной работой.

«По-моему, пришло время Горького, - отметил режиссер-постановщик, народный артист России Владимир Бейлис. - Те мысли, которые были заложены автором, начинают быть очень современными. Мне показалось, что сегодня Горький очень современно звучит. И у нас - актеров, режиссеров вызывает очень много сопереживающих, ассоциативных чувств».
 
Подхватив эстафету своих предшественников по театру, «Васса Железнова» 1952 года с Верой Пашенной в главной роли уже давно – легенда. Владимир Бейлис впервые в Малом театре поставил первую редакцию пьесы – менее идеалогизированную. Вместе с молодыми актерами труппы сфокусировались на человеческой, семейной драме.

«Мне, что было очень приятно, что Владимир Михайлович шел на любую нашу инициативу, - сказала актриса Ольга Жевакина. - Что бы мы ни придумали, конечно, все в рамках Горького, но мы пытались делать какие-то этюды, из которых очень живое начало получалось».
 
Главная роль – 42-летней богатой властной судовладелицы, готовой перешагнуть через любого из членов большой семьи, радея о благосостоянии и будущем этой самой семьи, – досталась Людмиле Титовой. Актриса признается, что Железновой не было в списке ее желанных ролей, однако эпохальная работа не могла не увлечь. А всего только одна фраза Горького определила все отношение к роли.

«Васса в одном из своих диалогов с дочерью говорит: «Богородица меня поймет». Мы очень много от этого отталкивались – от того, что каждый человек думает, когда живет, что «там» его поймут, что он это делает во благо. А потом наступает момент, когда становится понятно - за такие дела – нет прощения», - говорит народная артистка России Людмила Титова.

Мысль о том, что не за все грехи достаточно покаяться и получить прощение, развернула весь спектакль. Декорации – снова в помощь: молельня в перспективе дома Железновых - как будто обозначает направление к Богу, дорогу, по которой пока никто не идет.

Новости культуры