Оператор-постановщик Константин Рыжов отмечает 90-летие

27 апреля 2016 10:26
Трудно найти жанр, в котором бы не работал Константин Рыжов. В его фильмографии – и грустная комедия «Женя, Женечка и "Катюша"», и ироничный детектив «Приключения принца Флоризеля», и философская сказка «Тень», и даже фильм в жанре экшен «Всадник без головы».

Сегодня принимает поздравления с 90-летием оператор-постановщик Константин Рыжов. Его по праву можно назвать человеком-эпохой в советском и российском кинематографе. Более 30 картин, любимых зрителями разных поколений, возможно, были бы совсем другими, если бы за камерой не стоял именно он.

Трудно найти жанр, в котором бы не работал Константин Рыжов. В его фильмографии – и грустная комедия «Женя, Женечка и «Катюша»», и ироничный детектив «Приключения принца Флоризеля», и философская сказка «Тень», и даже фильм в жанре экшен «Всадник без головы». Константин Рыжов – человек ленфильмовской школы, последователь ее лучших традиций. Учился он во ВГИКе у Александра Левицкого, одного из основоположников отечественной школы операторского искусства. Творческая биография Рыжова началась с комедии «Она вас любит». Именно в этой первой самостоятельной работе оператора состоялся кинодебют Александра Ширвиндта. Марина Неёлова впервые появилась на экране в фильме «Старая, старая сказка», где оператором был Константин Рыжов. Сегодняшний юбиляр имеет дар – открывать новые имена.

«Обычно принято считать, что звезд открывают режиссеры, но что бы режиссер делал без оператора, который умеет портретировать актера так, чтобы зритель впился взглядом и сразу сказал: "О! Это звезда!". Олег Даль звездой становится после того, как Константин Рыжов снимает его в комедии Владимира Мотыля "Женя, Женечка и "Катюша"», - рассказывает киновед Евгений Марголит.

Константин Рыжов всегда работал с пристрастием, создавал уникальные образы, пытаясь при этом сохранить личность актёра на экране. Именно через его операторский глаз миллионы зрителей увидели знаменитые картины, сегодня уже ставшие классикой. Он снимал кино с известными режиссёрами: Кошеверовой, Вайнштоком, Мотылём. Актёрам с Рыжовым всегда работалось легко. Он умел создавать творческую и непринуждённую атмосферу на площадке.

«Работа оператора в лучших своих, как бы сказать, проявлениях – это, конечно, совместное творчество вместе с режиссером, потому что то, как выберет кадр оператор, фон и так далее, все это имеет значение для сути картины, для идеологии режиссера. В двух картинах, в которых я работал с Рыжовым и Татарским, - "Приключения принца Флоризеля" и "Золотя мина" - я чувствовал это единство, они были вместе, понимали друг друга с полуслова», - говорит народный артист РСФСР Евгений Киндинов.

Сейчас Константин Рыжов – на заслуженном отдыхе. Но его фильмы продолжают радовать зрителей. Их смотрят и любят, а молодое поколение кинематографистов учится на картинах Рыжова искусству операторского мастерства.

Новости культуры