Завод радиотехники освободил помещения Николаевского кавалерийского училища
Дом №54 по Лермонтовскому проспекту в Петербурге скоро можно будет включать в туристические маршруты. Еще недавно там размещались отделы Завода радиотехнического оборудования. Сейчас производство переехало и освободило корпусы памятника культуры. Когда-то в них располагалось знаменитое Николаевское кавалерийское училище – кузница кадров военной и культурной элиты царской России.
Среди его выпускников были великие князья, великие поэты, видные военачальники, ученые и музыканты. Сто лет назад перед фасадом открылся памятник Лермонтову скульптора Микешина, рядом расположились бюсты еще трех известных выпускников: Мусоргского, Семенова-Тян-Шанского и генерала Слепцова. В мае 1916 года открытие памятников сопровождалось молебном в церкви училища.
"Вот эта церковь Сошествия Святого Духа была освящена в 1826 году. Здесь была церковь ещё при школе кондукторов", – рассказала ветеран Завода радиотехнического оборудования Анна Васильева.
В церкви, прослужившей весь советский период актовым залом завода, сохранилась оригинальная лепка, мемориальные доски с именами выпускников, погибших в войнах XIX столетия. Горельеф скульптора Крестовского, главное украшение восточного фасада церкви, с годами превратился в одну из городских легенд. Слышали о нем многие, но видели исключительно сотрудники закрытого производства.
Горельеф Крестовского – единственный в России памятник, связавший две важнейшие даты отечественной истории ХХ века: 1914 год, начало Первой мировой, и 1917 год, начало большевистского переворота. То, что памятник рухнувшей империи сохранился, – чудо, которое по мнению ветеранов располагавшегося в этом здании закрытого предприятия можно объяснить только одним: по большому счёту, выпускники Николаевского кавалерийского училища так же, как и спецы советского периода, работали на оборону.
Двадцатитрёхлетний Игорь Крестовский создавал горельеф – посвящение выпускникам училища, Георгиевским кавалерам, за несколько месяцев до октябрьского переворота. Впоследствии Крестовский станет известным советским скульптором, автором методики реставрации произведений монументальной пластики, но к стилистике своей первой работы уже никогда не вернется.
"Это не уменьшает его профессионализма, но исчезает, может быть, какая-то трепетность. А в этой работе то, что свойственно молодости, взволнованности – в этой маленькой работе все это присутствует", – подчеркнула заместитель директора Музея городской скульптуры Надежда Ефремова.
Судьба квартала, освободившегося после переезда предприятия, – а это около семи гектаров – не определена, расставаться со зданием на Лермонтовском проспекте завод пока не намерен.