Выставка мастера "сурового стиля" Виктора Иванова начала работу в столице
Когда в середине 50-х пришла в нашу страну оттепель, люди безбоязненно взглянули вокруг, и подтвердилось, что будни – суровые, в любое историческое время, особенно за пределами городов, где не было и нет грохота заводов и каскада развлечений. Суровый стиль в живописи возник закономерно и объединил сразу несколько художников. Виктор Иванов – один из них. По аналогии с литературой того периода в истории его творчество можно назвать «деревенской прозой». Живопись его, конечно, не вся деревенская, но главное, что она не такая уж суровая. Есть в ней и нежность, и тихая будничная радость жизни. Это видно по экспозиции, которую собрал Институт русского реалистического искусства и предъявил публике на этой неделе.
Если кто-то неправильно поставит ударение в фамилии этого художника, назвав его Ивáновым, это не будет большой ошибкой. Виктор Иванóв достоин славы своего великого тезки Александра Иванова. Он родился в Москве, но все герои его картин – реальные жители сёл Рязанской области, в одном из которых родилась мать художника.
«Задача художника – изображать пространство, в котором он живет, – убеждён Виктор Иванов. – Оно разное. Оно должно выразить цвета, в котором живет человек. У нас Дионисий – вот эти голубые, зеленые, белые цвета – это точно наша природа».
Неприукрашенная жизнь, непростая судьба русского крестьянства проходит через все творчество Виктора Иванова. Как ни парадоксально, но идея создания образа русского человека впервые посетила его вдали от родины, во время путешествия по Мексике. Все началось с того, что Иванов попросил местного художника набросать портрет типичного мексиканца.
«Он с легкостью изобразил голову, положил эту голову без шеи на плечи, короткие ноги, и, вы знаете, получился точно мексиканец. Он потом говорит: ну, нарисуйте нам русского. И представьте, я взял карандаш, листок бумаги, аж вспотел, и я не мог – не мог изобразить русского человека», – рассказал Виктор Иванов.
Вернувшись из-за границы, Виктор Иванов создает свой знаменитый крестьянский цикл, где показывает жизнь русского человека от рождения до смерти. На выставке можно увидеть не только сами полотна, но и подготовительные материалы к ним. Некоторые наброски и готовые произведения разделяют десятилетия. Например, картина под названием «Телевизор», написанная Ивановым в 2015-м, создана по эскизам 60-х годов.
«Самого телевизора в кадре нет, но все присутствующие герои смотрят телевизор. Он довольно часто обращается к подготовительным материалам, которые были созданы ранее – для того, чтобы сегодня написать свои многофигурные монументальные работы», – отметила сотрудник Института русского реалистического искусства Ксения Карпова.
Виктору Иванову 91 год, но он продолжает работать. Перелистывает альбом зарисовок, созданных много лет назад, переводит на холст образы, запечатлевшиеся в памяти. Зимой работает в мастерской, в Москве, а летом уезжает на Рязанщину, где, по его словам, лучше всего чувствует биение сердца Родины.