Исполнилось 180 лет со дня рождения Ивана Крамского

08 июня 2017 19:58
Главным художник всегда считал лица своих современников и глаза, как зеркало их душ. Его приверженность почти фотографическому копированию натуры объяснить просто. Преклонение перед правдивостью и достоверностью фотографии помогла будущему художнику выработать свой особый почерк.

180 лет назад родился Иван Крамской – один из основателей товарищества передвижников и нового направления в портретной живописи - демократического реализма. Его творчество всегда служило утверждению самых передовых идей и выделялось из ряда работ современников. Некоторые произведения Крамского имеют весьма необычную биографию.

Портрет крестьянина стал участником почти детективной истории. Долгое время он считался утраченным и вернулся в стены музея спустя 66 лет. Накануне войны картину повезли в Крым на выставку. Через несколько месяцев вошедшие в Крым немцы взяли мужичка в плен. В 44 году они вывезли портрет вместе с другими ценностями. Одиннадцать лет назад правительство Чехии разыскало и вернуло картину Русскому музею.

Главным он всегда считал лица своих современников и глаза, как зеркало их душ. Его приверженность почти фотографическому копированию натуры объяснить просто. В 17 лет Иван Крамской начал работать в ателье харьковского фотографа Данилевского ретушером, а затем подался в Санкт-Петербург. Преклонение перед правдивостью и достоверностью фотографии помогла будущему художнику выработать свой особый почерк.

«Модель смотрит глаза в глаза зрителю, открыто она прямолинейна, не скрывает свои представления о мире, обществе. Появился новый тип портрета - гражданско-социальный тип портрета», − рассказал научный сотрудник Государственного Русского музея Сергей Кривонденченков.

Студенту Академии художеств Крамскому было тесно в мире образов античных героев и библейских персонажей. Он хотел рисовать своих современников.

Артель свободных художников просуществовала 7 лет. Постепенно она превратилась в товарищество передвижников. «Это был дух творческих очень живых мастерских, совершенно других отношений между художниками и педагогами. Во главе этого движения стоял Иван Крамской», − пояснила заместитель директора научно-исследовательского института музея РАН Вероника Богдан.

Умер Крамской прямо за мольбертом. В тот день он писал портрет известного детского врача Раухфуса. Сердце художника остановилось, и картина так и осталась недописанной.

Новости культуры