Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Константина Бальмонта
Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Константина Бальмонта. Поэта будут вспоминать на его родине - в Шуе. В конце недели состоятся бальмонтовские чтения и IV Межрегиональный фестиваль-конкурс «Планета Константин Бальмонт». Великий труженик и позер - он был разным, но всегда ярким. Любовь Бальмонта к эпатажу стала отчасти и причиной появления нового ударения в его фамилии. «Из-за каприза одной женщины», как рассказывал сам поэт, он перестал быть Бальмонтом. Потомки поэта добавляют: это еще и, чтобы родным доказать свою необычность. Репортаж Анастасии Егоровой.
Я отошедший день, каких немного было
На памяти твоей, мечтающий мой брат.
Я предвечернее светило,
Победно-огненный закат.
В своих мелодичных строках, которые записывал сходу, без черновиков, Константин Бальмонт отождествлял себя с миром и природой – «всему и всем чувственный двойник» - трепетно воспринимал действительность и стремился стать в ней солнцем.
«Он говорил: "Имею спокойное убеждение, что до меня в России не умели писать звучных стихов". Конечно, дерзко, но, на самом деле, он был такой славой окружен», - отметила автор проекта «Возвращение. Серебряный век» Лариса Новосельцева.
Россия начала XX века от Бальмонта была буквально без ума. Его стихи читали с эстрады, влюбленные нашептывали друг другу, а гимназистки переписывали в тетради. Правнучатый племянник поэта Михаил Бальмонт гораздо более прагматичен, стихи не пишет, занимается бизнесом, но о родственнике знает многое.
«Бальмонта нужно было видеть, не только слышать, читать, а когда читал стихи, он вводил всех, особенно женщин, которые без ума были, когда он шел по Парижу, как вспоминали современники: это испанский грант идет», − рассказал потомок К. Бальмонта Михаил Бальмонт.
Однако коллеги-современники к творчеству поэта относились по-разному – одни восторгались, другие подтрунивали над его «стихотворной болтовней», рисовали карикатуры, складывали анекдоты, писали комичные стихи, например, Саша Черный: «Еда – не майский горизонт и не лобзание русалки, но без еды и сам Бальмонт в неделю станет тоньше палки». За символиста тогда вступались Цветаева, Шмелев, Блок.
«Он был подлинный поэт, как Блок однажды, зная все его слабости, защищая его, сказал: вы господа понимаете это и это в поэзии, но поэт-то – он. И он был бесконечным поэтом», − добавил литературовед Владимир Смирнов.
Бальмонт собирал огромные залы в Москве, Петербурге. Самый путешествующий поэт своего времени совершил два кругосветных турне и открыл русскому читателю писателей Индии, Мексики, Японии. А также впервые перевел произведения По, Шелли, Кальдерона и других.
«Знал 16 языков, писал на 17-м – бальмонтском», – говорила о нем Марина Цветаева. В 1920 году поэт уехал в командировку на год, чтобы собирать революционную поэзию Европы и Америки. На родину так и не вернулся.
На литературе без Бальмонта выросло несколько поколений россиян. Книги эмигранта и декадента в России долгое время были под запретом. Он написал немыслимое количество стихов и издал множество сборников в разных странах мира. Большая часть наследия по-прежнему остается за границей. Собрать его воедино и напомнить России о поэте, который писал стихийно, звонко, бесконечно музыкально – сейчас главная задача его потомков.