Исследование археологической коллекции комплекса могильника Оглахты в ГИМе
Человек есть то, что он ест. Результаты совместных исследований Исторического музея и Института геохимии и аналитической химии РАН сделали эту фразу Пифагора буквальной. С помощью естественно-научных методов стало возможным детально восстанавить образ жизни древних людей и попытаться больше узнать о времени великого переселения народов. Каким образом – выясняла Юлия Казюкова.
Заведующая отделом археологических памятников ГИМа Наталья Шишлина открывает тайны захоронений.
Этой женщине на момент смерти было лет 35 – пожилая по меркам третьего века. Древнее захоронение Оглахты нашли в Хакасии в 1902 году. случайно: под землю провалился всадник-пастух. На место прибыла экспедиция исследователя Александра Адрианова и, раскопав древний могильник, обнаружила уникальные раритеты в идеальной сохранности.
"Эта женщина находилась в могильной яме, обложенной деревом. Деревянный сруб был потом несколько раз перекрыт берестяным покрытием. В результате этого получилась естественная мумификация, и именно благодаря таким климатическим условиям сохранились кожные покровы, остатки, в том числе и волосы, косы в этих погребениях", - сообщает научный сотрудник отдела археологических памятников Государственного Исторического музея Юрий Демиденко
Часть коллекции была утеряна, другая – в Эрмитаже, в Историческом музее – порядка тридцати предметов. Из-за такого разброса изучать ее непросто. Из могильника извлекли две косы и надолго о них забыли, и лишь теперь начали изучать. Оказалось, что волосы принадлежат двум разным людям.
"Мы отбирали каждый волос по длине. Вот здесь волос у скальпа - рассказывает о том, чем питался человек перед смертью. А здесь, в этой косе, запечатлено полтора года его жизни", - рассказывает заведующая Отделом археологических памятников Государственного Исторического музея Наталия Шишлина
Для изучения нужен образец волос в 100 микрограммов. Его бережно отделяют и везут на исследования. Эта маленькая пробирочка с крошечным кусочком волоса проделала большой путь – от Исторического музея до Института геохимии и аналитической химии. И все для того, чтобы узнать, чем питался древний кочевой человек.
В одной из лабораторий института – точнейшие приборы - изотопные масс-спектрометры. Материал для анализа – его здесь называют «волос принцессы» – привозят в сейфе с шифром, как драгоценность.
"Мы, в основном, определяем изотопный состав коллагена костей, определяем изотопный состав углерода и азота для того, чтобы идентифицировать диету человека. В основном речь идет о древних людях, либо вот в данном случае, мы определяли изотопный состав углерода и азота волос принцессы", - говорит заведующий лабораторией геохимии углерода ГЕОХИ им. В.И. Вернадского РАН Вячеслав Севастьянов.
Исследования показали: люди, захороненные в одной могиле, из полутора лет жили вместе последние 2-3 месяца. Ели одинаковую пищу – мясо и молоко. Остальное время провели порознь. Индивид А полгода жил на одном месте, потом переехал, стал питаться рыбой и просом. Индивид Б был мобилен: перемещался каждые два месяца, порой становясь даже вегетарианцем.
"После публикации результатов нашей работы в престижном журнале «АНТИКвити» - он издается в Великобритании к нашим исследованиям присоединились ученые из Киля. И сейчас из образцов волос выделяются аминокислоты, которые будут продаптированы. У нас такие работы в России не проводятся. И если в будущем мы возьмем фрагмент кожи – это тоже чистый коллаген. Мы сможем соединить данные по косе и по коже. И точно сказать какой индивид – А или Б соотносится с этой нашей мумией", - отмечает заведующая Отделом археологических памятников Государственного Исторического музея Наталия Шишлина.
Биографию «принцессы» надеются дополнить. По изотопам стронция, который формируется в зубах человека в детстве, можно определить, где он провел первые годы своей жизни.
Более подробно о методах исследования в ГИМе - в эксклюзивных интервью "Новостям Культуры":