Александр Архангельский ответил на вопросы зрителей
4 сентября – премьера обновленной программы Александра Архангельского «Тем временем. Смыслы». В новом сезоне зрители смогут выбрать удобное время и смотреть выпуски – по вторникам в 12:40; 18:40 или в 00:40.
А уже сейчас ведущий Александр Архангельский отвечает на ваши вопросы, уважаемые зрители.
Станислав в сети Instagram (запрещена в РФ) cпросил: «Планируете ли Вы цикл передач с участием писателей, поэтов, которые являются лауреатами литературных премий последних лет?»
А.А. – Наша задача – давать общую картину жизни культуры, в которую входят и наука, и образование; давать эту картину и проблематизировать ее.
К сожалению (или к счастью), мы не можем замыкаться на одной какой-то теме, или даже шире – на одной какой-то сфере культуры. Поэтому ни специально литературного, ни специально театрального (киношного, музейного) цикла не будет. Но в качестве гостей лауреаты премий и были, и будут.
Об изменениях в новом телесезоне спросила и Лия Петрова в социальной сети «В Контакте»: «Что нового появится в передаче?
А.А. – У нас теперь 4 гостя вместо 6, так что каждый сможет донести свою мысль с большей глубиной. Новый стол придуман так, что задает тональность дискуссии, а не лобового спора.
В эфире, помимо знакомых деятелей культуры и науки, вы все чаще будете видеть философов, социологов, антропологов нового поколения. Мы будем активно присутствовать в сетях – ищите в ФБ и в «В контакте» группу «Тем временем. Смыслы». Там можно будет найти не только анонсы, но яркие цитаты из программы, и высказать предложение, и принять участие в опросе, и посоветовать, кого можно пригласить в студию, какие темы поднять.
Некоторые вопросы касались и гостей программы. Так, Андрей Пермяков в Instagram захотел узнать: «Планируете ли Вы приглашать гостей из разных регионов России, в том числе, из Крыма»?
А.А. – Мы не делим ни страну, ни мир на регионы. В наших программах участвуют гости из разных регионов России и разных стран мира. Условий два – яркая и глубокая мысль и возможность доставить на съемку в рамках существующих бюджетов.
Наш постоянный пользователь Лев Маргаритович задал ведущему философский вопрос: «В слово/термин «культура» можно вкладывать различный смысл. Можно даже говорить о «культуре бескультурья». В этой связи хотелось бы узнать, какую культуру имеет в виду канал, называя себя таким именем?
А.А. – Я не имею никакого права формулировать задачи канала, могу сказать только о себе. Культура – гораздо шире, чем искусство. Культура – это все сферы нашей жизни, которые отвечают за смыслы, ценности и образы. И школа, и вера, и философия, и высокая наука, и технологии, в той мере, в какой они связаны со смыслами и образами – являются составными частями культуры. Наряду с литературой, театром, музыкой, музеями, галереями, кино… Поставим многоточие.
И здание культуры не только многоэтажное, но и многоуровневое. В нем есть вершины, и подвалы. И порой в подвалах расположены экспериментальные зоны, именно там формируется язык высокой культуры завтрашнего дня.
Хотя и натуральной дряни там тоже немало, как немало ее и на вершинах – омертвевших от чувства собственного превосходства и сытого величия. В этом смысле то, что вы называете бескультурьем – это тоже определенного типа культура. Не все в этой сфере нужно поддерживать или просто показывать, но многое нужно осмыслять. Высокомерие в каком-то отношении оборотная сторона всеядности. И то, и другое ведет от жизни к смерти, от развития к схематизму.
Артур Иванов, в свою очередь, спросил у ведущего: «Когда Вы станете министром культуры России?»
А.А. – Как говорят в сетях, «гы-гы-гы». Надеюсь, что такого не будет никогда!
Как говорил один из бывших министров культуры, Михаил Ефимович Швыдкой, министр культуры в переходном обществе – это смесь банкомата и тамады. А культурная политика должна формироваться снизу, быть результатом множества инициатив, региональных, поколенческих, контр-культур, очень разных, подчас несовместимых. И я бы сказал, это должна быть не политика, а политики, во множественном числе. Как не должно быть пропаганды чтения, а должно быть продвижение чтений, по множественном числе. В разных регионах, в разных группах, разных поколениях. И это (последнее) должны быть текучие культурные политики, меняющиеся вместе с колебаниями общества, не застывшие.
Как же единство, спросите вы? Отвечу: единство не спускается сверху, оно появляется как результат общей, очень разной деятельности, как синтез множества инициатив. Чтобы синтез произошел, надо иметь, из чего синтезировать.
Также Артура заинтересовало отношение ведущего «к созданию военно-патриотических детских кружков и лагерей по всей стране».
А.А. – Я не понимаю, почему патриотизм – обязательно военный? Военный не может не быть патриотом, но патриот вполне может не быть военным. Более того, я не понимаю, что такое кружки патриотизма. А за пределами кружков тогда что?
Патриотизм – это деятельная любовь к отечеству и его гражданам, твоим современникам. Патриотизм воспитывается в массовой благотворительности, волонтерстве, краеведческих походах, школьных музеях, в помощи соседу, в обустройстве двора. Везде. Не в кружке.
Мы благодарим Александра Архангельского за философский подход и прямоту! Имя следующего ведущего, который ответит на Ваши вопросы, мы снова опубликуем в социальных сетях.
Фото: Вадим Шульц