Историк театра Видас Силюнас отмечает юбилей

04 сентября 2018 11:18
Видасу Силюнасу - 80. В своих интервью знаменитый российский театровед и педагог любит цитировать Пико делла Мирандола: «Бог создал человека несовершенным, чтобы тот сам себя довершил». В своём творчестве Силюнас следует этому принципу.

Видасу Силюнасу - 80. В своих интервью знаменитый российский театровед и педагог любит цитировать Пико делла Мирандола: «Бог создал человека несовершенным, чтобы тот сам себя довершил». В своём творчестве Силюнас следует этому принципу. Валерия Кудрявцева пообщалась с юбиляром.

В родном ГИТИСе, который когда-то сам закончил, профессор Силюнас преподаёт историю театра и театральную критику почти 30 лет. Главный специалист по классическому испанскому театру в России и один из крупнейших в мире, он читает лекции в университетах Кубы, Венесуэлы, Испании и особенно гордится, что рассказывает про испанский театр испанским профессорам. Ну и конечно, студентам.

«Я в Испании никогда не была, никто не был в Испании XVII века, Золотого века, но он читает лекцию - абсолютное ощущение, что ты там находишься. И он там был, он рассказывает абсолютно из первых уст», - признается студентка Российского института театрального искусства – ГИТИСа Елизавета Исаева.

«Ну, конечно же, все мечтают выучить испанский язык. Все думали летом ехать в Испанию», - призналась студентка Российского института театрального искусства - ГИТИСа Елена Медведева. 

Искра между Силюнасом и Испанским театром пробежала, когда 7-классник Видас увидел первый в жизни спектакль – по пьесе Тирсо де Молины. С тех пор Золотой век испанского театра стал делом его жизни. А главные драматурги XVII века Кальдерон, Лопе де Вега и Тирсо де Молина – почти друзьями. Первую книгу об Испании Силюнас написал прежде, чем побывал в ней. А дальше – знакомство с королем прошлым и орден от короля нынешнего. И бесконечная любовь к Испании и театру.

«Публика заводилась так, что убивали друг друга. Вот она - волшебная сила искусства! На одном Севильском спектакле в 1642 году театр Монтрие, после того, как станцевали две актрисы, все разделились: одни кричали «Вива, Хосинта» а другие – «Слава» другой актрисе. Кто-то неосторожно кричал: «Вива Хосинта, а кто так не считает, тот рогоносец». Кто-то сказал это, и тут же смертельный удар в живот, резня. И остались полицейские протоколы, рецензий-то не было, а полицейские протоколы остались», - рассказал профессор РАТИ-ГИТИСа, историк театра, доктор искусствоведения Видас Силюнас. 

Слушать Видаса Силюнаса можно бесконечно. Он сам по себе – уже театр. Недаром, многие режиссеры и актеры, прежде чем поставить или сыграть что-то испанское, приходят к профессору: насколько высоко нужно поднять шляпу, чтобы вас не вызвали на дуэль, или как без последствий поцеловать руку даме. Как лучше сыграть испанское достоинство или страсть. 

«Он человек живого театра. Он сам театр. Вы только что видели его лекцию, разве это было похоже на традиционную, скучную, засушенную, казенную лекцию? Нет это был театральный праздник», - поделился театровед, историк театра Алексей Бартошевич. 

На счету Видаса Силюнаса – целая библиотека книг про Золотой век и современный испанский театр. Но самый удивительный его талант – любого увлечь своей любовью к живому театру.

Сегодня в 13.25 смотрите на нашем канале программу «Эпизоды», посвящённую юбиляру.

Новости культуры