Паралитик снова начал ходить после трансплантации клеток из носа
С каждым новым клиническим испытанием паралич нижних конечностей перестаёт быть пожизненным приговором. Ещё один пациент, долгое время страдавший от этого заболевания, вновь обрёл возможность ходить после того, как ему пересадили здоровые клетки из носовой полости в спинной мозг.
Сорокалетний поляк Дарек Фидика (Darek Fidyka) утратил контроль над нижней частью своего тела после несчастного случая, когда его ударили ножом в спину при попытке ограбить. Фидика был парализован от груди, но после того как польские хирурги согласились на экспериментальное лечение под руководством учёных из Лондона, больной обрёл надежду. Уникальное испытание методики на пациенте-добровольце описано в статье журнала Cell Transplantation.
Теперь Фидика снова ходит, правда, не без помощи ходунков. Учёные отмечают, что больной был парализован в течение двух лет и не подавал никаких признаков выздоровления, хотя много месяцев проходил курс интенсивной физиотерапии.
"Когда ты не можешь контролировать половину собственного тела, то чувствуешь себя беспомощным. Но когда контроль возвращается, то возникает ощущение, что ты заново родился!", — делится впечатлениями пациент.
Ведущий автор исследования Джефф Райзман (Geoff Raisman), специалист по нейронной регенерации из Университетского колледжа Лондона, считает, что возвращение парализованному пациенту радости движения при помощи такой инновационной методики является даже более значимым научным достижением, чем высадка человека на Луну.
В качестве основного инструмента терапии использовались так называемые обонятельные оболочечные клетки (ООК, olfactory ensheathing cells), которые участвуют в процессе распознания запахов. Эти структуры ведут себя подобно клеткам, являющимся частью сигнальных путей, и обеспечивают постоянное обновление нервных волокон в обонятельной системе.
Каждый раз, когда мы делаем вдох, молекулы-носители запахов в воздухе вступают в контакт с нервными клетками в носу. Они передают импульс обонятельным луковицам, расположенным в самой верхней части носовой полости, ближе к головному мозгу. Поскольку эти структуры активно и постоянно участвуют в работе организма, они часто повреждаются. Для восстановления нервных клеток организм использует те самые обонятельные оболочечные клетки, которые инициируют рост волокон.
Учёные предположили, что если ООК выполняют регенеративную функцию в одной системе организма, то и спинной мозг им будет восстановить под силу.
В ходе первой из двух операций хирурги удалили одну из обонятельных луковиц пациента и затем вырастили её клетки в чашке Петри. Обонятельные луковицы являются самым богатым источником оболочечных клеток, необходимых для восстановления. Через две недели они провели вторую операцию и высадили полученную культуру близ разрыва в спинном мозге больного (справа на месте ножевого ранения оставалась рубцовая ткань). Задача была осложнена тем, что хирурги работали лишь с 500 тысячами здоровых клеток, но это не помешало сделать 100 микроинъекций выше и ниже места удара ножом, из-за которого Фидика и лишился возможности ходить.
Также четыре тонкие полоски ткани нерва были взяты из лодыжки пациента и размещены поперёк 8-миллиметрового разрыва на левой стороне спинного мозга. Эти трансплантаты из нервной ткани учёные использовали, чтобы наконец залатать этот разрыв.
Поскольку для лечения были использованы собственные структуры организма пациента, то риска отторжения не было вовсе, а значит, постоперационное подавление иммунитета не было необходимым.
"Удивительно, что вследствие относительно простой трёхступенчатой терапии парализованный пациент вновь обрёл возможность ходить. Мы даже не исключаем возможность того, что однажды Фидика начнёт ходить без помощи посторонних людей или предметов", — заключает глава польской исследовательской группы Павел Табаков (Pawel Tabakow) из Вроцлавского университета.
Впервые Фидика заметил улучшения через три месяца после терапии, когда его левое бедро стало наращивать мышечную массу. А спустя полгода после начала лечения больной сделал свои первые шаги при помощи ходунков и физиотерапевта. К октябрю 2014 года прошло уже два года после операции, и теперь Фидика спокойно прогуливается вокруг реабилитационного центра с ходунками и без помощи посторонних людей.
Помимо двигательного эффекта, у пациента также наблюдаются улучшения функции мочевого пузыря и кишечника, а также частичное восстановление сексуальной функции.
Доктор Табаков и его коллеги надеются вылечить ещё, как минимум, 10 пациентов в Польше и Великобритании в ближайшие годы, но признают, что многое будет зависеть от объёма финансирования.
Изначально исследование и эксперимент с Фидика финансировались британским Фондом изучения стволовых клеток (Stem Cell Foundation) и организацией Nicholls Spinal Injury Foundation, помогающей в лечении людям с травмами спинного мозга. Последнюю основал некий Дэвид Николс (David Nicholls) после того, как его сын оказался парализованным из-за несчастного случая во время занятий плаванием.
Фонд NSIF выделил на исследования в Лондоне 1 миллион фунтов стерлингов (около 60 миллионов рублей) и 240 тысяч фунтов стерлингов (около 14 миллионов рублей) на эксперименты в Польше. При этом проект является полностью некоммерческим, и ни одна команда не планирует извлечь прибыль из создания такого способа лечения паралича.
Эксперты подсчитали, что в мире более трёх миллионов парализованных людей, и учёные готовы рассмотреть любой из этих случаев, после чего предоставить экспериментальное лечение. Однако не всем может подойти такая терапия. С этой целью фонд NSIF планирует основать ещё несколько исследовательских проектов, которые помогут бороться с параличом, вызванным другими травмами спинного мозга.