Видеоигры помогли слабовидящим детям видеть мир лучше

02 декабря 2016 12:37
Американские специалисты разработали детскую видеоигру, помогающую улучшать зрение без улучшения состояния самого оптического аппарата глаз. GLP
График, демонстрирующий улучшение зрения по разным параметрам, через 8 часов тренировок и по прошествии 12 месяцев. Иллюстрация/перевод "Вести.Наука".
Исследователи из США создали видеоигру, способную значительно улучшить периферическое зрение у слабовидящих детей. Причём занятия стимулировали апгрейд мозга, а не глаз. В итоге всего после восьми часов тренировок эффект сохранился как минимум на год.

Дети с плохим зрением улучшают периферическое зрение спустя всего лишь восемь часов необычных тренировок. Тренироваться надо с помощью детских видеоигр, специально разработанных специалистами Рочестерского университета (University of Rochester) и Университета Вандербильта (Vanderbilt University).

Самым удивительным выводом исследования авторы новой работы называют продолжительность эффекта таких тренировок. Улучшенное зрение детей сохранялось даже спустя год после таких тренировки.

"Дети, обладающие сильным расстройством зрения, достаточно часто тратят непропорционально много усилий при попытках видеть прямо перед собой. И, как следствие, они пренебрегают периферийным зрением. Возникает проблема, поскольку восприятие периферии, играющее важную роль для подвижности и в других ключевых зрительных функциях, часто нарушено в меньшей степени", — говорит исследователь из Рочестерского университета Дуе Тадин (Duje Tadin).

По словам специалиста, известно, что действие активных видеоигр (AVG) может улучшить визуальное восприятие человека. Поэтому учёные выделили отдельные компоненты AVG, которые производят наиболее сильный эффект.

Выявив нужные закономерности, разработчики создали детскую компьютерную игру. Она заставляет участников обращать внимание на всё визуальное поле, а не только на точки, где их зрение наиболее ослаблено. "В итоге удалось получить до 50 процентов улучшения в задачах зрительного восприятия", — отмечает Тадин.

Игроки распределяли и переключали внимание в широкой зоне: они одновременно бдительно следили за неожиданно появляющимися движущимися целями и игнорировали посторонние раздражители.

Первым сыграть в видеоигру предложили 24 слабовидящим подросткам из США. Предварительное обследование показало, что у большинства этих детей острота центрального зрения была хуже чем 20/200, то есть она находилась практически на пределе слепоты. Они также мало использовали периферийное зрение.

График, демонстрирующий улучшение зрения по разным параметрам, через 8 часов тренировок и по прошествии 12 месяцев.

По словам руководителя исследования Джеффри Найквиста (Jeffrey Nyquist), проблема участников с периферийным зрением была по части внимания. Специалисты предположили, что необходимо уделять больше внимания именно периферийному зрению подростков во время тренировок, чтобы добиться быстрых результатов.

"Мы не улучшили "аппаратуру" детей, поскольку они имеют серьёзные физические проблемы с оптикой, мышцами и сетчаткой – этого мы исправить не можем. Но мы смогли улучшить их "программное обеспечение", обучив мозг перераспределять ресурсы внимания и лучше использовать периферийное зрение", — говорит Найквист.

Испытуемых разделили на три группы: контрольная команда играла в игру, напоминающую тетрис; вторая группа в игру Ratchet & Clank); третья часть детей использовала тренировочную игру, разработанную исследователями. Все игры были показаны на большом проекционном экране, чтобы лучше задействовать визуальную периферию.

"Цель созданной исследователями игры состояла в том, чтобы обращать внимание на количество объектов, находящихся на большой площади. Также нужно было быть готовыми и реагировать на неожиданные события даже в дальней периферии. Такие задания вынуждали детей с плохим зрением расширять их поле зрения – обращать внимание и на "заброшенные" участки поля", — объясняет Тадин.

После в общей сложности восьми тренировочных часов, вторая и третья группа показали значительные визуальные улучшения.

После занятий дети смогли лучше воспринимать движущиеся объекты (восприятие движения) в дальней периферии. Также они смогли лучше следить за визуальной "скученностью" (visual crowding) – определения определённых букв внутри поля других букв. Испытуемые смогли намного быстрее находить объекты в загроможденных сценах (визуальный поиск). Например, находить степлер на захламлённом письменном столе.

Исследование о пользе специальных видеоигр для слабовидящих детей было опубликовано в научном журнале Scientific Reports.

Добавим, что ранее учёные рассказали об одной из главных причин детской близорукости. Её, как оказалось, можно замедлить каплями для глаз. Кроме того, другие тренировки смогли сократить слепое пятно человеческого глаза.