Илья Кабаков отмечает юбилей
Сегодня исполнилось 85 лет Илье Кабакову - самому известному и самому успешному на Западе российскому художнику. Живёт он в Соединённых Штатах Америки, но и там продолжает размышлять о несчастности человека. Ведь, как говорит сам художник, всё, что он делает – это варианты русской литературы, а не живописи.
Так вот время осмысления того самого феномена «маленького человека», бедных людей, прошло у него в 70-80-е годы в мастерской на столичном Сретенском бульваре, которую недавно мастер передал Третьяковской галерее. С репортажем оттуда - Анастасия Егорова.
Илья Кабаков впервые выставлен в Третьяковской галерее. Работы почти за 60 лет творчества до этого побывали в Эрмитаже, лондонской галерее Tate Modern. Оригиналы произведений хранятся в Осло. Сам Кабаков с конца 80-х живет в Америке. Улетел, как и созданный им человек, умчавшийся в космос из своей квартиры.
Игорь Макаревич и Елена Елагина - одни из первых, кто увидел знаменитую инсталляцию в мастерской художника. Кабаков - автор тотальных инсталляций. Они меняют пространство, воссоздают атмосферу. Жанр зародился здесь, на чердаке дома на Сретенском бульваре.
«В то время жанр «инсталляция» был абсолютной новостью в искусстве. И когда Илья перегородил свое пространство какими-то веревками и грубо сколоченной выгородкой, это многим казалось очень странным, потому что там работать-то трудно», - отметил художник Игорь Макаревич.
В поднебесном пространстве Кабаков работал с 6 утра и до поздней ночи. Порой жил по несколько дней. Сам сделал ванную, кухню. Часть мебели, как и эту лампу нашел на свалке. Мир по Кабакову – многослойный мусор. Ступени по-прежнему сточены от бесконечно спускаемых корыт с мусором. С такими коридорами Кабаков сравнивал свою жизнь – длинные, узкие, как пытка бесконечного ожидания.
Жильцы дома поднимались на верхние этажи на лифте или шли по парадной лестнице, которая находится в соседнем подъезде. Художники добирались до своих мастерских по черной лестнице. Не страшились крутых подъемов и многочисленные гости Ильи Кабакова. Преодолевали почти полторы сотни ступенек. Исключение сделали лишь один раз. Хозяин договорился с соседями с нижнего этажа, чтобы его гость проехал на лифте, гостем оказался скульптор Вадим Сидур.
В зависимости от гостей, чердак становился литературным клубом, философским кружком, местом для перформансов самого Ильи Кабакова. Рассуждали, спорили, создавали друг друга коллеги-нонконформисты: Булатов, Пивоваров, Окуджава.
«Когда вы шли, там была железная дверь впереди, и нужно было звонить по телефону. Если тебе повезло, он брал трубку и соглашался тебя пустить, и ты попадал. А если нет, он детским голосом отвечал, что папы дома нет, и ты попасть не мог», - поделилась художник Эмилия Кабакова.
Илья Кабаков считал, что у него нет таланта. Работы всегда плохие. И чем хуже, тем лучше. Так, виртуозно играя в бездарность, расшифровал всему миру советское сознание. И первым из современной России стал международной художественной звездой.