Мариам Мерабова: "Импровизация строится как разговор"

02 ноября 2018 09:26
2 ноября в эфире телеканала «Россия К» – премьера проекта Клуб «Шаболовка, 37». В первой программе примет участие джазовая певица Мариам Мерабова.

2 ноября в эфире телеканала «Россия К» – премьера проекта Клуб «Шаболовка, 37». В первой программе примет участие джазовая певица Мариам Мерабова. Она поделилась своими впечатлениями от съемочного процесса с нашим корреспондентом Алиной Артес.

А.А. – Мариам, почему Вы решили принять участие в программе? Какие задачи перед собой ставили?

М.М. – Эти съемки – прекрасная возможность встретиться с друзьями. Со многими из музыкантов, которые принимают участие в съемках, мы знакомы уже 20 лет. Это наши коллеги, наши единомышленники.

Все те музыканты, которые сейчас находятся в студии, – это все глубоко уважаемые, зрелые и состоявшиеся исполнители. И мне особенно приятно, что эти люди известны во всем мире. Поэтому играть с ними легко, приятно и интересно!

А про Вадима Эйленкрига могу сказать, что это просто – человек-феерия. Если мы встречаемся, то это всегда большой музыкальный фейерверк!

А.А. – Что для Вас главное во время съемочного процесса?

М.М. – Главное для меня – реакция людей. Чтобы все, что мы делаем от всей души, доходило до зрителя. Сегодня и на съемках присутствует аудитория, которая не относится к массовке. Все пришли конкретно на концерт, и это очень радует.

При всей нашей невероятной любви к жанру, мы естественно хотим, чтобы эта любовь передавалась дальше и отзывалась в сердцах наших слушателей.

А.А. – Как Вы выбирали репертуар для программы?

М.М. – Мы решили сделать интересную и рискованную вещь – исполнить две авторские композиции, так как для нас момент звучания этого жанра на русском принципиален. Мы с моим супругом – джазовым пианистом и композитором Арменом Мерабовым давно пропагандируем, что джаз может и должен исполняться на разных языках.

Кроме того, в программе прозвучит композиция «Georgia forever in my mind», абсолютно чудесная, на мой взгляд. Мы с Вадимом исполняли ее в Колонном зале, это была своеобразная проба пера, и сегодня делаем это снова здесь.

А.А. – Вы не боитесь петь джаз на разных языках. Сегодня, например, исполняете композиции на русском. На каком из языков Вам легче петь джаз?

М.М. – Джаз – это стиль. На армянском, на грузинском, на русском – все равно это джаз. И мы хотим немного стереть эти границы, которые когда-то кем-то определились в сознании именно наших людей, стереть стереотипы постсоветского мышления и дать услышать этот жанр через музыку и понятное большинству слово.

Мы подбираем эту эстафетную палочку от великих ушедших Леонида Утёсова, Людмилы Гурченко, Татьяны Боевой, Норы Ивановой и ныне здравствующих прекрасных Ольги Пирагс, Татьяны Анциферовой. Это те исполнители , которые проложили первыми эти мостики, и мы идём по их следам.

Мне кажется очень важным петь джаз всеми возможными способами, главное, чтобы это направление продолжало жить.

А.А. – Формат программы подразумевает импровизацию. В конце Вам предстоит исполнить совместную композицию с ведущим проекта и другими гостями. Это трудно?

М.М. – Очень трудно, если это делаешь с плохими музыкантами, но легко и чудесно с теми, кто понимает и слышит. И дело даже не в джазе. Непросто быть ансамблистом, потому что нужно чувствовать музыку и быть профессиональным музыкантом. В ансамбле безумно важно не только слушать себя, но и слушать других. Даже если у тебя одна нота, важно эту ноту уважать и знать, для чего она нужна.

Что касается вообще импровизации, то это безусловная свобода! И здесь, конечно, классическим исполнителям труднее. Говорю сама как классическая пианистка по образованию, так и не ставшая джазовой. Мне нужны были точные ноты, хотя в пении все в этом плане удаётся легко.

Однако я могу представить, как трудно классическим инструменталистам. Все эти смещения даются не так просто.

А.А. – Вы как вокалистка в момент импровизации скорее идете за музыкантами-инструменталистами, или музыканты идут за Вами?

М.М. – Импровизация строится как разговор. Как мы говорим? Мы можем спорить, но не перебивать, если это не уместно. Также и в музыке. Когда начинается сейшн, происходит разговор. Инструменталист кидает реплику, потом я могу ответить, и так на протяжении всего джема.

Главное – не перебивать, не стремится вылезти вперед, а слушать своего собеседника и отвечать ему. Все, как в хорошем разговоре между друзьями, ну и не затянуть с кодой!

Фото: Вадим Шульц