Московский Синодальный хор дал концерты на юге Италии

22 октября 2018 15:15
В своих зарубежных программах Синодальный хор всегда делает акцент на русской духовной музыке. Артисты уверяют, никакого культурного барьера с аудиторией Старого Света нет.

«Русские сезоны» в Италии продолжаются. Московский Синодальный хор дал несколько концертов на юге Италии, в регионе Апулия. О новом звучании русской духовной музыки в непривычном пейзаже ‒ Яна Мирой.

Вход ‒ обязательно на восток, чтобы ловить первые лучи солнца. Такие постройки с давних пор возводили здешние крестьяне. Называются они труллы, от слова «купол». Метод сухой кладка, местные камни ‒ и очень комфортные условия внутри. Cама конструкция ‒ это еще и кондиционер. Этот шедевр экологического строительства был придуман не от хорошей жизни. Местные феодалы не хотели платить налоги за постройки. Стоило на горизонте появиться сборщику податей, и легким движением свод обрушивался. Труллы встречаются только в Апулии. Тут не мало природных, исторических и культурных особенностей. И каждый участник Синодального хора вполне может проводить экскурсии по этому краю. На юге Италии коллектив не в первый раз. У хора тут уже есть постоянные поклонники. Музыкальные итальянцы петь, конечно, любят. Набирают популярность любительские хоровые коллективы.

«У нас, конечно, уникальные музыкальные традиции. Но вот именно хоровое искусство у вас развито больше. В Италии хор может быть в театре таком, как Ла Скала, или это любительский коллектив. А вот профессиональный хор ‒ редкость. И в этом вы для нас ‒ ориентир», ‒ рассказал президент хоровой ассоциаций им. Мекеле Кантаторе Анжело Анселми. 

В своих зарубежных программах Синодальный хор всегда делает акцент на русской духовной музыке. Артисты уверяют, никакого культурного барьера с аудиторией Старого Света нет.

«В основе и католической духовной культуры, и русского церковного искусства лежит единая основа: христианская и древние распевы. Потому что григорианский хорал, на котором строится католическая музыкальная традиция, очень близок по духу и по своей мелодике к Знаменному распеву», ‒ пояснил художественный руководитель Московского Синодального хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков. 

Артисты говорят, в Европе слушатель искушен. Так что после выступления ‒ приятное чувство взятой высоты.

«Музыка духовная, она поднимает всех на какой-то общий уровень молитвы, и происходит единение на уровне музыки», ‒ отметил артист Московского Синодального хора Георгий Вивдич. 

«У нас мы в духовной музыке отталкиваемся все-таки от слова. И часто это тексты молитв. Конечно же, католический слушатель, не носитель языка, те, кто не понимает: о чем речь, наверное, они больше сердцем воспринимают», ‒ добавила артистка Московского Синодального хора Татьяна Трескова. 

Год за годом от концерта к концерту ‒ история развития духовной музыки: от древних распевов до сочинений XX века. Слушатели поделились: 

«Поразительно, какая тишина стояла в зале во время выступления. Все просто замерли. Музыка была превосходна». 

«Совершенное звучание. Это был лучший концерт в моей жизни». 

И артисты, и зрители единодушны: когда православная музыка звучит в католическом храме ‒ это уже не совсем концерт ‒ совместная молитва.

Новости культуры