Софья Гайдукова: "Современный артист балета должен быть универсалом"

26 октября 2018 15:53
10 ноября в эфире телеканала «Россия К» – новый сезон проекта «БОЛЬШОЙ БАЛЕТ». В этом году его куратором выступила талантливый российский современный хореограф Софья Гайдукова.

10 ноября в эфире телеканала «Россия К» – новый сезон проекта «БОЛЬШОЙ БАЛЕТ». В этом году его куратором выступила талантливый российский современный хореограф Софья Гайдукова. В преддверии выхода нового сезона она поделилась с Алиной Артес своими впечатлениями от съемочного процесса.

А.А. – Вы выступаете как куратор проекта «БОЛЬШОЙ БАЛЕТ». Как Вы себя ощущаете в этом статусе?

С.Г. – Честно говоря, для меня это стало большой неожиданностью. Это такая огромная ответственность, потому что таких масштабных проектов я еще не вела.

Раньше всю жизнь я работала в театре, поэтому слабо представляла себе телевизионную специфику. Конечно, здесь оказались свои нюансы. Поэтому в процессе съемок мне пришлось осваивать азы телевизионного мастерства.

А.А. – В чем заключались Ваши задачи как куратора?

С.Г. – Участники подбирали классический репертуар вместе со своими педагогами и художественными руководителями, а номера современной хореографии предлагала конкурсантам я. Обычно во время работы я брала во внимание репертуар каждой пары, учитывала сильные и слабые стороны.

Часто получалось так, что педагоги ставили своим воспитанником лирические номера, а я «ломала» эту систему, предлагала менять амплуа.

Но безусловно, старалась делать это мягко, так как понимала, что у каждого дуэта есть свои природные данные и предпочтения. Моей задачей было – показать их сильные стороны с другого ракурса, удивить и их, и зрителей, и жюри.
Особенной отдачи требовала подготовка к Гала-концерту. Здесь важно было, чтобы артисты исполнили то, что никогда раньше не танцевали. Приведу пример. Один из наших участников из Красноярска обладает уникальной внешностью – рыжими волосами и светлым лицом. Обычно для съемок он привык сильно гримироваться, однако, я решила использовать его уникальность и предложила станцевать… ирландский танец!

Для балетных исполнителей – это очень сложно. В ирландских танцах работает только низ ног. В балете же все работает совсем иначе.

Другие конкурсанты у нас танцуют степ. И это тоже безумно тяжело, так как в степе стопа постоянно расслабляется, чтобы произвести характерный звук, а у балетных исполнителей стопа должна быть напряжена. И ребята никогда в своей жизни не степили, и это было для них совсем непростой задачей.

А.А. – А как на Ваши предложения реагировали участники?

С.Г. – Я думаю, что все они прекрасно понимали, что артист балета растёт на трудностях. И чем больше танцовщик охватывает различных техник, тем больше потом становится его багаж. Каждый эксперимент– это новая ступенечка. Конечно, проще всего танцевать в одном амплуа, но если мы видим одни и те же приемы на протяжении семи недель, то это повод задуматься, а сможет ли танцовщик исполнить нам что-нибудь еще.

А.А. – Как бы Вы описали молодое поколение танцовщиков. Какие они?

С.Г. – Они не боятся экспериментов! Классический балет развивается, и танцовщики тоже не отстают. Здорово, что современная хореография и балет становятся ближе друг к другу, и в рамках «БОЛЬШОГО БАЛЕТА» зрители могут увидеть самые разные направления.

Вообще хороший танцовщик сегодня должен быть универсалом. Идеальный исполнитель, с одной стороны, может встать на пальцы и закрутить 32 фуэте, а с другой – полностью расслабиться, закрыть глаза и работать с импульсами.
И по моему ощущению, в этом проекте должна победить наиболее универсальная пара, которая может одинаково хорошо танцевать в самых разных направлениях и жанрах.

А.А. – Еще один проект, неразрывно связанный с балетом, – «Энциклопедия балета». Что это такое?

С.Г. – Идея с «Энциклопедией балета» родилась из жизни. Моя мама – абсолютно не балетный человек, и ей всегда было неясно, что значат те или иные элементы. И я решила помочь всем зрителям, далеким от балета, чтобы они смогли оценивать выступления танцовщиков не пресловутыми «нравится – не нравится», а с помощью базовых понятий.

Тогда мы решили отдельно рассказывать о некоторых движениях, которые зрители могут увидеть в номере. После нескучной теории, аудитория наверняка будет искать усвоенные элементы в танце.

Поддержки мы хотим показывать с разных точек обзора, а некоторые движения и вовсе будут проигрываться в замедленном движении.

Как происходит пируэт? Чем отличаются туры в воздухе? Что такое арабеск и аттитюд? Ответы на все эти вопросы будут даны в «Энциклопедии балета».

А.А. – Учитывая Ваш огромный продюсерский, режиссерский и исполнительский опыт, кем Вы себя ощущаете в большей степени?

С.Г. – Прежде всего, я исполнитель. Хотя, конечно, в рамках «БОЛЬШОГО БАЛЕТА» я своеобразный Многорукий Шива (смеется). Я здесь и продюсер, и постановщик, и звукорежиссер, и даже постижер. В балетном деле – масса тонкостей. Даже балетный пучок должен быть сделан определенным образом! Поэтому мне приходилось совмещать сразу несколько профессий, но мне это безумно нравилось.

А.А. – Что в Ваших дальнейших планах?

С.Г. – Я работаю активно как постановщик совместно с Константином Матулевским. Наш прошлый спектакль был номинирован на «Золотую маску». И пусть главный приз мы не получили, быть в этом списке уже весьма почетно.
Сейчас мы поставили новый спектакль «Вселенная DQ», где главный герой – Дон Кихот. И хотя классическую версию в балете знают многие, «Дон Кихота» в современном танце я еще не видела.

Могу сказать, что планов и проектов очень много, и многие из них вдохновлены моей работой на проекте «БОЛЬШОЙ БАЛЕТ».

Фото: Вадим Шульц