К 80-летию со дня рождения Венедикта Ерофеева
Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Венедикта Ерофеева. Грузчик, разнорабочий, сторож, кабельщик, лаборант - таков неполный список официальных профессий, пожалуй, самого неофициального советского писателя. Список его текстов заметно короче и куда ярче. «Вальпургиева ночь», «Василий Розанов глазами эксцентрика» и, конечно, «Москва – Петушки». Станислав Дорэ повторил маршрут.
Это фрагмент последнего интервью Венедикта Ерофеева. Из-за рака горла говорить он мог только с помощью специального микрофона. Писатель рассказывает о своём пребывании в психиатрической клинике - этот опыт лег в основу его «Вальпургиевой ночи». Для одних он был тунеядцем и пьяницей, для других - гением, философом. Сам Ерофеев, по словам поэта и друга Ольги Седаковой, больше всего избегал ярлыков и статусов. Слишком страстно он стремился к свободе от всего.
«Это была свобода погибельная, недаром «Петушки» кончаются таким образом, потому что так жить очень трудно в человеческом обществе», - говорит поэт, переводчик Ольга Седакова.
Эти рисунки в последние годы жизни Ерофеева создал художник Алексей Нейман. Он не раз бывал у писателя в гостях. Эти встречи не забудет никогда - потрясли мимика, жесты, открытое лицо и одухотворенный взгляд, но, больше всего, речи, рассуждения. Слушать Ерофеева можно было часами. Он всегда оказывался в центре любого застолья. «У него точное понимание и своих возможностей, и того, что он сам об этом думает. Нет дисбаланса. Это внутренняя гармония. Она очевидна, но это потребовало жертвы, которую он и осуществил в своей жизни», - считает художник Алексей Нейман.
Поэма «Москва – Петушки» - главная в его жизни. На Курском вокзале сегодня всё по-другому, но электричка в Петушки отправляется по-прежнему. По легендарному маршруту мы проехались с Олегом Лекмановым, который недавно с коллегами написал первую биографию писателя. Знаменитую поэму Ерофеева считает знаковым произведением эпохи. «Придумано очень здорово. И язык, в котором есть густой евангельский слой, много цитат библейских, а, с другой стороны, язык советских газет. Сегодняшнему читателю иногда будет это трудно, потому что там всё опирается на советский опыт. И вообще это важно, Ерофеев очень точно попал, он предвосхитил ту эпоху, которая начиналась, эпоху 70-х годов, когда люди разочаровались в идеалах шестидесятничества», - комментирует литературовед, писатель Олег Лекманов.
Венедикта Ерофеева называют пионером постмодернизма, его тексты, согласно канонам, полны аллюзий, метафор и цитат. Вокруг его имени много легенд и мифов, какие-то придумывал он сам. Одна из самых главных загадок - роман «Дмитрий Шостакович», который, по словам писателя, он оставил в электричке. Многие уверены, что этого не было, но близкие уверяют, что роман был и Ерофеев действительно мог его потерять.
К юбилею Венедикта Ерофеева смотрите на телеканале «Россия К» программы «Другая жизнь Натальи Шмельковой. Венедикт Ерофеев» (25 октября в 23:10) и «Наблюдатель» (24 октября в 10:15).