Башня-колонна на ВДНХ оказалась работой Эль Лисицкого
Установлено авторство декоративной башни-колонны на ВДНХ. Это работа Эль Лисицкого. До сих пор был известен только один реализованный архитектурный проект художника-авангардиста. Подробности - у Станислава Дорэ.
Башня-колонна, напоминающая рыболовные садки, много десятилетий стояла на окраине ВДНХ, куда и посетители-то редко заходят. И никто ее практически не замечал. Строительные и реставрационные работы в этой части давно не велись, и, как считают специалисты, во многом благодаря этому не атрибутированную конструкцию непонятного назначения до сих пор не снесли.
Тот факт, что автор этой колонны - один из главных авангардистов Эль Лисицкий - тянет на сенсацию, ведь считалось, что всего одно его строение сохранилось - типография журнала «Огонёк» в Самотёчном переулке.
«Лисицкий - такая величина для мирового искусства, такой великий художник, и это большое счастье, что нашелся еще один осуществлённый проект, ведь он был таким бумажным архитектором, он много их делал, и в общем то ни один из них не осуществился», - отметила искусствовед Татьяна Горячева.
Тайна авторства, хранившаяся много десятилетий, была раскрыта случайно и быстро. Татьяна Горячева, недавно курировшая выставку Лисицкого в Третьяковке, работала над статьёй о нём для энциклопедии. Вновь обратилась к папке с надписью: «ВСХВ» - Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, которую в 1959 году музею передала вдова художника.
Горячева решила во что бы то ни стало выяснить, что за конструкции представлены на эскизах. Подключила к работе историков и москвоведов, и однажды получила смс от историка ВДНХ Александра Зиновьева с современным снимком башни и архивным фото, на котором она - точь в точь - как на эскизах Лисицкого.
«Лисицкий создал ее в 1939 году. Он подписал договор с Пищпромрекламой на изготовление двух рекламных конструкций, и одна относится к Главконсерву, и показывал посетителям, что здесь пространство рыбного хозяйства, и башня служила чем-то вроде навигации», - объяснил историк ВСХВ-ВДНХ Александр Зиновьев.
Ажурная конструкция, стилистически напоминавшая Шуховскую башню и Ростральные колонны в Петербурге, с годами потеряла свой изначальный вид. С вершины исчезли батисфера и два металлических карпа, пропали и другие декоративные элементы. В середине 30-х Эль Лисицкий тесно сотрудничал со Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой, одно время даже был главным художником главного павильона.
«Практически ничего из того, что он задумал, не сохранилось. Там постоянно менялись архитектор, художники, и все переделывалось, но как он писал потом в дневниках, что многие его идеи переделывались», - добавила искусствовед Татьяна Горячева.
Вот и в 50-х карпов Лисицкого заменили на металлического осетра, правда и он не сохранился. Специалистам конечно хотелось бы верить, что чудеса продолжатся, и утраченные элементы однажды найдутся в закромах ВДНХ.
Но пока рассчитывают хотя бы обнаружить в архивах документы и технические расчеты Лисицкого, чтобы, возможно, в будущем рядом с сохранившейся башней установить реконструкцию – в том виде, в каком её изначально создал Лисицкий.