100 лет со дня рождения Михаила Глузского

21 ноября 2018 10:30
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Глузского – актера театра и кино, педагога, мастера художественного слова. В фильмографии народного артиста СССР – полторы сотни лент. Роли в основном эпизодические, но он играл их так, что запоминался в каждой.

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Глузского – актера театра и кино, педагога, мастера художественного слова. В фильмографии народного артиста СССР – полторы сотни лент. Роли в основном эпизодические, но он играл их так, что запоминался в каждой. Репортаж Алии Шарифуллиной. 

Свои главные роли Михаил Глузский сыграл, когда ему было уже далеко за 70. На этой сцене в «Школе современной пьесы», где оказался совершенно случайно. Его пригласила Мария Миронова, чтобы сыграть вместе с ней в спектакле «Уходил старик от старухи».

«Я предложил ей Льва Константиновича Дурова. Она сказала, он для меня слишком быстрый. Я предложил Валентина Иосифовича Гафта, с которым много работал, она подумала и сказала, он для меня слишком умный. И дальше на все предложения она точно выдавала диагноз, оценки. И, наконец, она сама неожиданно позвонила и говорит: "Иосиф, я нашла себе старика"», ‒ рассказал художественный руководитель театра «Школа современной пьесы», народный артист России Иосиф Райхельгауз.

«Если кто-то из актеров считает себя героем-любовником, то я – рабочая лошадь», ‒ говорил Михаил Глузкий. Он никогда не отказывался играть небольшие роли, но к любому своему появлению на экране или на сцене относился с максимальной ответственностью. В театре ходят легенды о том, как Глузский готовился к роли – переписывал от руки диалоги, подчеркивал цветными карандашами текст. Пунктуальный, принципиальный, обязательный, увидев, что кто-то из артистов не в форме, он мог объявить режиссеру: «Сегодня не репетируем! Не го-то-вы!».

«Пришел посмотреть “Чайку” Антона Чехова. Я запомнил момент, когда Сорин в разговоре с сестрой теряет сознание. У меня у самого упало сердце, видя, как Михаил Андреевич, к тому времени пожилой человек, терял сознание на сцене. Это было невероятно, было настолько по-человечески, что ощущение театра пропадало, ты видел перед собой драму конкретного живого человека», ‒ говорит актер Максим Евсеев.

Роль Сорина в комедии Акунина «Чайка» была последней работой Глузского в театре. На спектакль он сбежал из больницы. Говорил, не имею права подвести зрителей, играл с температурой под 40, с гангреной ноги, сидя в инвалидном кресле. В финале, превозмогая боль, вышел на поклоны.

«Он обладал редким мужеством в том смысле, что у него были физические страдания, плохо с ногами. Так терпеть боль и отдавать себя сцене ‒ это не каждый может», ‒ отметил народный артист России Владимир Качан.

Он не любил эпитетов ‒ «великий», «гениальный». Своей главной наградой считал «Нику» за роль второго плана. Гордился званием народного артиста и мечтал о том, что когда-то в театре появится пьеса специально для актера Глузского. Говорил: «Если ты во что-то глубоко веришь… жить тебе под этим небом и трудно, и легко».

 Новости культуры

К 100-летию со дня рождения Михаила Глузского в эфире телеканала «Россия К» - фильм из цикла «Острова» (21 ноября, 20:45) и художественный фильм «Почти смешная история» (24 ноября, 14:30, повтор 25 ноября, 06:30).