В Музее имени Щусева представлена ретроспектива архитектора Матвея Казакова
В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка «Матвей Казаков и допожарная Москва». Она приурочена к 280-летию со дня рождения зодчего. О сохранившихся и утраченных памятниках работы архитектора ‒ Алия Шарифуллина.
О нем говорят: «человек-Москва», он создал новый архитектурный облик города. Большой Царицынский дворец, Петровский путевой, и, конечно, здание Сената в Московском Кремле – шедевры русского классицизма. Он учился в Москве, когда расцветало барокко. А выбрал, скорее, интуитивно совсем другой стиль.
«Это сейчас мы уже привыкли и к Сенату, каждый день смотрим его по телевидению, это резиденция президента. Но, на самом деле, в 1776 году, когда начали это строительство, ничего подобного в Москве и близко не было», ‒ рассказала куратор выставки искусствовед, старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева Зоя Золотницкая.
Матвей Казаков построил корпус московского университета на Моховой – сейчас в нем располагается Институт стран Азии и Африки МГУ. Спроектировал как классическую загородную усадьбу ‒ «больницу для бедных» ‒ это Первая градская больница. Построил церковь Космы и Дамиана на Маросейке – один из наиболее ярких памятников зрелого классицизма.
«Строительство в Москве какое-то время носит разовый характер, сейчас бы это назвали точечной застройкой. Казаков был первый архитектор эпохи Нового времени, после петровский реформ, который относился к застройке города планово. Он рассматривал город как некую единую структуру», ‒ пояснила директор Музея им. Щусева Елизавета Лихачева.
Помимо общественных зданий, Казаков строит и частные дома. Предлагает новый тип городской усадьбы, выдвигает главное здание на красную линию улицы, как, например, особняк уральского заводчика Губина. У дома есть еще одна особенность: окна парадных комнат выходили не на улицу, а во двор. Говорят, хозяин не хотел, чтобы звуки балов мешали монахам Высоко-Петровского монастыря, что стоял рядом.
«Казаков создал новый тип дома – вельможного, крупного, богатого. Дворцами их можно назвать, потому что это, действительно, были богатейшие владельцы, которые могли себе позволить блистательные интерьеры», ‒ объяснила Зоя Золотницкая.
О том, что в пожаре 1812 года в Москве сгорело большинство построенных им зданий, Матвей Казаков узнал, когда был в Рязани. Сердце архитектора не выдержало. Впоследствии город поднимут из пепла его ученики, архитектурную школу он открыл в собственном доме.
Объект культурного наследия. О том, что в этой усадьбе в течение 30 лет жил Матвей Казакова, знают совсем не многие. На здании нет мемориальной таблички, и уже около 15 лет оно находится под строительной сеткой. Дом Казакова несколько раз пережил пожар. Его признали аварийным еще в 2000 году, разрабатывали проекты консервации. Но до сих пор альма-матер русской архитектурной школы стоит без крыши.
В январе прошлого года Департамент культурного наследия Москвы согласовал проект реконструкции этого здания, куда, возможно, переедет музей МАРХИ, где студенты смогут в теории и на практике изучать знаменитые альбомы Матвея Казакова.