Дмитрий Илларионов: "Джаз для меня – это освобождение"
В «Клуб 37» каждую неделю приходят новые музыканты. 7 декабря гостями Вадима Эйленкрига стали знаменитые музыканты Михаил и Андрей Ивановы, а также виртуоз гитары Дмитрий Илларионов. Последний встретился с нашим корреспондентом Алиной Артес и рассказал о программе.
А.А. – С какими ожиданиями Вы приходили на запись программы «Клуб 37»?
Д.И. – Честно говоря, я готовился к разного рода неожиданностям. Все-таки передача новая, необычная, и она является откровением как для зрителей, так и для гостей и отчасти даже для самого Вадима. Но никакого страха перед эфиром не было, потому что мы все друзья, и запись программы – это огромное удовольствие и лишний повод для встречи! И конечно, я бесконечно благодарен и Вадиму, и самому телеканалу «Россия – Культура» за то, что такие передачи начали появляться. И мне кажется, что это по-настоящему отличный проект!
А.А. – Как часто Вы пересекались с Вадимом Эйленкригом раньше?
Д.И. – Мы очень много пересекались, но вместе играли не так часто. Как правило, мы одновременно участвовали в тех историях, которые связаны с братьями Ивановыми и с Борисом Андриановым. Это были, как правило, музыкальные истории, где классика пересекалась с джазом, так как все мы, в той или иной степени, пытаемся «подружить» эти стили. И я, будучи классическим музыкантом, никогда не отказывался от джазовых экспериментов.
А.А. – Можно ли сказать, что в новой программе импровизации будет меньше, так как Вы с музыкантами играли вместе и раньше?
Д.И. – Конечно, нет. Возможно ее будет даже дальше (смеется). Конечно, мы хорошо знаем произведения, которые будем играть сегодня, однако, это не значит, что мы не найдем место для чего-то нового, и я уверен, что мы добавим новых красок в уже знакомые мелодии.
А.А. – Чем будете удивлять зрителей «Клуб 37»?
Д.И. – Во-первых, в программе вместе со мной примет участие струнный квартет. И это не какой-то существующий струнный квартет. Это просто мои замечательные друзья: две скрипки, альт, виолончель – Татьяна Масленникова, Евгений Жаданов, Кирилл Семеновых и Ольга Калинова. И мы сделали такую небольшую программу, где солирует классическая гитара. Поэтому мы и решили сыграть два классических произведения – это «Аранхуэс» (известнейшая тема для гитары с оркестром в оригинале, а в моем переложении – с камерным квартетом) и произведение Алексея Рыбникова, тема из кинофильма Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Мы сыграем заглавную тему оттуда, и в свое время Алексей Львович сделал для меня переложение для гитары с оркестром, и вот теперь прозвучит наша версия с квартетом. И также зрители услышат джаз в моем исполнении. Это и «Фиеста» Андрея Иванова, и моя версия композиции «Summertime» Гершвина.
А.А. – Вы одновременно восторженно говорите и о классике, и о джазе. Как сочетаете в себе любовь к этим жанрам?
Д.И. – У меня эта любовь соединяется органично. Конечно, когда я учился, мне говорили, что классическому музыканту не очень хорошо играть джаз, но я это всячески опровергал. И кстати не только я, но и Денис Мацуев, который очень сильно повлиял на мое увлечение джазом, тоже утверждал, что джаз вполне можно играть, и на собственном примере доказывал это.
Что касается моего отношения к джазу, то для меня – это какое-то освобождение, и мне кажется, что вообще, играя джаз и импровизируя, ты начинаешь по-другому воспринимать классическую музыку. Ты начинаешь думать иначе, ты мыслишь другими категориями, и это очень здорово.
Если мы вспомним старинную музыку, там тоже есть место для искусства импровизации. И та же самая барочная импровизация, она настолько близка по отношению к джазу, и об этом мало, кто задумывается, но импровизирующий музыкант об этом знает очень хорошо.
Поэтому я очень люблю играть музыку Баха, а Бах, как известно, сам очень много импровизировал. Безусловно, он делал это в своем стиле, но нельзя сказать, что импровизация как-то мешает, даже наоборот. Она расширяет все границы, и джаз мне во многих аспектах мне даже помогает.
А.А. – О Вас часто пишут в восторженных тонах. Журналисты и критики употребляют эпитеты «виртуозный» и «невероятный». Как Вы реагируете на подобные слова?
Д.И. – Я знаю, что обо мне так говорят, а также вспоминают о том, что я вошел в лонг-лист номинантов на премию «Грэмми». Но это же не самое главное! Высшая точка – это признание публики, и это признание надо добиваться каждый раз. Когда ты выходишь и играешь, причем неважно где, ты должен «достучаться» до своего зрителя, и это задача номер один.
Недавно мы с Борисом Андриановым находились в музыкальной экспедиции по Вологодчине, и там были такие небольшие места, где люди почти и не соприкасались с классической музыкой, но ты должен свою мысль донести и отыграть для публики.
А эпитеты… ими награждают и публика, и критика. И это приятно, но не является самоцелью.
А.А. – Что в Ваших планах?
Д.И. – У меня масса новых проектов, и некоторые из них даже связаны с театрами. Например, с театром «АпАРТе». Вместе будем делать музыкально-театральные постановки. Кроме того, я продолжаю свою историю, посвященную минимализму и визуальным эффектам. Был громкий концерт в планетарии, мы будем и дальше что-то подобное развивать. Мне интересны все выходы за рамки, поэтому я готовлю зрителям множество сюрпризов.
Фото: Вадим Шульц
Читайте также: Проект «Клуб 37»
Вадим Эйленкриг: «Каждый выпуск «Клуба 37» – это абсолютно новый формат»