В Музее-заповеднике "Абрамцево" проходит выставка "Две Снегурочки"

03 января 2019 10:45
Еще один непременный новогодний персонаж – Снегурочка, героиня народных сказок, которыми вдохновился Александр Николаевич Островский. В Абрамцеве проходит выставка «Две Снегурочки».

Еще один непременный новогодний персонаж – Снегурочка, героиня народных сказок, которыми вдохновился Александр Николаевич Островский. В Абрамцеве проходит выставка «Две Снегурочки». Она рассказывает о постановках пьесы Островского в усадьбе Мамонтова и в Московском Художественном театре. Мария Трофимова продолжит.

Усадьбу Мамонтовы приобрели в 1870 году. Расположенное в 60-ти километрах от Москвы, по Северной дороге, недалеко от Загорска, это поместье когда-то принадлежало семье Аксаковых, но именно при Савве Ивановиче этому месту суждено было стать вторым домом для многих музыкантов, писателей и конечно, художников.

Зимой Абрамцево оживало лишь на новогодние праздники. Хороводы вокруг елки, катание с горки, на коньках. И самое интересное - домашние театральные постановки под Рождество. С детства увлекавшийся искусством, Савва Иванович не только играл в них, но и сам ставил. Так, в 1882 году разыграли спектакль по сказке Александра Островского «Снегурочка».

«Главная тема этой постановки - конфликт цивилизаций и природного человека, который представляла Снегурочка. А эта тема Мамонтова всегда привлекала. Важно, что к этой работе подключился Васнецов, и получились великолепные декорации, эскизы костюмов. И более того, Васнецов играл в этой пьесе. Они играл Деда Мороза», - отметила заместитель директора по науке Государственного музея-заповедника «Абрамцево» Елена Митрофанова. 

Домашние вспоминали: «Васнецов - Дед Мороз - своим говором на «О», могучей фигурой создал незабываемый образ хозяина русской зимы». А за особую сказочную атмосферу отвечали его декорации. Когда во МХАТе в 1900-м году ставили «Снегурочку», к тому же стилю обратился и художник-декоратор Виктор Симов. До работы в Московском художественном театре он занимался декорациями в частной опере Саввы Мамонтова. И был знаком с Васнецовым. 

«Образ Лешего опирался на народные костюмы. Прекрасные зарисовки, мелкие детали, подробные разработки», - рассказала научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Абрамцево» Екатерина Воронина. 

Все до мельчайших подробностей было прописано и в режиссерском дневнике Константина Станиславского к спектаклю «Снегурочка» 1900 года. Родственник Саввы Ивановича, он не раз участвовал «в мамонтовских» постановках, и был в числе первых зрителей «Снегурочки». Свой спектакль режиссер сделал в более реалистичной манере. 

«Он не настолько тщательно разрабатывал мифологические сцены, как сцены земной, реальной жизни. У него были реальные животные на сцене. То есть, Снегурочка ходила просто с ягненком. У него была собака на сцене. И вообще он хотел, чтобы и более крупные животные на сцене были», - поделилась заместитель директора по науке Государственного музея-заповедника «Абрамцево» Елена Митрофанова. 

Если для мамонтовской постановки были особенно важны декорации Васнецова, то у Станиславкого главный акцент сместился на игру актеров. В его «Снегурочке» одну из главных ролей, царя Берендея, исполнил Василий Качалов.
 

 Новости культуры