О новой экспозиции "Давид Боровский - Владимир Высоцкий"
В Москве открылась выставка «Давид Боровский - Владимир Высоцкий». В экспозиции макеты декораций, эскизы и фотографии. О творческом дуэте мастеров Яна Мирой.
«Давид Боровский - Владимир Высоцкий». Творчество художника и актера соединилось в двух спектаклях Театра на Таганке - «Гамлет» и «Преступление и наказание». Сын художника в качестве куратора представил историю творческих отношений. «Было взаимоуважение и взаимовосхищение. Мне так кажется», - говорит театральный художник Александр Боровский.
В золотой век Таганки побывать на «Гамлете» мечтали. Сергей Женовач, когда был студентом Краснодарского института культуры, летом приезжал в Москву, чтобы увидеть знаменитые постановки. Но администратор студентов не пустил. «Рядом строилась новая Таганка. И мы с товарищем залезли через окошко. Потому что у нас возникла мысль, что старое здание должно соединяться с новым зданием. И разделся я на декорациях Левенталя «Вишневый сад». Мы туда повесили куртки, спрятали сумки, потому что ночью нужно было лететь уже в Краснодар», - вспоминает он. Молодой любитель театра спрятался в кабинке туалета. Просидел в укрытии два часа. Потом смог посмотреть спектакль, стоя на балконе. «Там уже все перепуталось. И ожидание чуда. И желание это все увидеть. И свои собственные переживания. И понимание, что скоро нужно забрать куртку, чтобы её никто не утащил», - улыбается Сергей Женовач.
Еще одна легенда - спектакль «Преступление и наказание». Автор инсценировки Юрий Карякин обнаружил, что в романе невероятное количество раз упоминается дверь. Она стала важнейшим образом в сценографии спектакля.
«Вы видите по этим фотографиям, что дверь живет совершенно отдельной жизнью. Она то является фоном для сна Раскольникова. То дверь в квартире, где убийство. То Свидригайлов поет на ее фоне. Или уходит вниз в люк - дверь уже лежит на боку. Это Свидригайлов в Америку уехал - самоубийство Свидригайлова», - комментирует фотограф Александр Стернин.
Для языка Давида Боровского важны ритм, фактура материала. Сегодня исследователи причисляют его к конструктивистам. «На гастролях Вы могли, не зная языка, считать культурный код, который создавал Давид Львович своими образами. Конструктивист или нет? Мне кажется, даже он не очень любил себя к кому-то перечислять. Потому что это был философ», - считает заведующая музеем «Творческая мастерская театрального художника Д. Л. Боровского» Юлия Алейник.
Имена Боровского и Высоцкого встретились на афише еще один раз. В спектакле, посвященном памяти артиста. Парящий зрительный зал - символ опустевшего пространства, ухода в другое измерение. Полотнище, которым обычно накрывают кресла, и реалистичная деталь, и снежная лавина, и саван. Давид Боровский - мастер многозначных образов.