Учёные выяснили, как жестокие видеоигры сказываются на поведении подростков

15 февраля 2019 18:22
Учёные не нашли никаких доказательств того, что жестокие видеоигры могут усилить агрессию подростков или склонить их к антиобщественному поведению. Фото olichel/pixabay.com.
Шесть из десяти подростков предпочитают видеоигры, в которых требуется проявлять насилие и жестокость. Но становятся ли они более агрессивными в реальной жизни? Исследователи решили проверить, есть ли у родителей повод для беспокойства.

Многие родители обеспокоены тем, что их дети играют в видеоигры, где требуется совершать преступные или жестокие действия, к примеру, убивать соперников. Повод для волнений, казалось бы, логичный: постоянно сталкиваясь с насилием в виртуальном мире, ребёнок может стать более агрессивным в обычной жизни.

Исследователи из Университетов Оксфорда и Кардиффа решили проверить, есть ли повод для беспокойства. В ходе работы они опросили около тысячи парней и девушек в возрасте 14-15 лет и их родителей.

Юных участников попросили рассказать о том, сколько времени они уделяют видеоиграм, каким отдают предпочтение и считают ли они, что становятся более агрессивными после жестоких игр. Родителям задавали схожие вопросы, а также просили рассказать, как часто и каким образом их дети проявляют агрессию. Это, кстати, стало главным отличием новой работы: в предыдущих исследованиях такого рода, как правило, мнение родителей не принималось во внимание.

Кроме того, исследователи учитывали, какие возрастные ограничения имеют игры, названные участниками (использовалась информация из официальных рейтингов стран Евросоюза и США). Таким образом, авторы работы опирались и на субъективные "измерения" жестокости игроками, и на экспертные оценки.

Результаты показали, что шесть из десяти подростков предпочитают видеоигры, где так или иначе встречаются проявления жестокости. В такие игры, в частности, играло две трети юношей и половина девушек.

При этом ни сами подростки, ни их родители не заметили, что видеоигры усиливают агрессию со стороны первых в обычной жизни. Кроме того, геймеры не проявляли никаких признаков антисоциального поведения.

Также для обработки полученных данных специалисты применили математический метод под названием множественный регрессионный анализ. Он помогает установить зависимость одной переменной от двух или более независимых переменных.

При помощи этого метода проверялась гипотеза о том, что "жестокий игровой процесс линейно и положительно связан с оценками агрессивного поведения со стороны родителей", пишут авторы исследования. Результаты гипотезу не подтвердили: взаимосвязь между игровым фактором и жестоким поведением не обнаружилась.

Правда, подростки признавались, что иногда у них случались вспышки гнева непосредственно в ходе игры. Однако, по словам специалистов, это нормально, когда человек сосредоточен на соревновании или что-то мешает ему выполнить поставленную задачу. В этом случае агрессия и антисоциальное поведение проявляются только в пределах конкретного виртуального мира.

А в реальном мире поведение геймеров мало чем отличалось от поведения их сверстников, не играющих в игры вообще или предпочитающих менее жесткие варианты.

В будущих работах учёные намерены подробнее рассмотреть влияние видеоигр на социальное поведение подростков. Хулиганство, троллинг, конкуренция и другие "реалии" виртуального мира беспокоят психологов и многих родителей не меньше, чем проявление жестокости, и этот вопрос также следует изучить досконально, добавляют специалисты.

Научная статья по итогам исследования опубликована в журнале Royal Society Open Science.

Напомним, что видеоигры могут быть опасны в том случае, если формируют у человека зависимость. А в умеренных количествах они могут быть даже полезны. К примеру, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о том, что взрослым людям видеоигры помогают снимать стресс, пожилым – улучшать функции мозга, а детям – повышать успеваемость в школе.