В Третьяковской галерее прошел вечер, посвященный Борису Соколову

15 февраля 2019 19:50
Фронтовой оператор Борис Соколов чуть меньше месяца не дожил до своего 99-летия. В день его рождения в кинозале Третьяковской галереи прошел вечер памяти, на котором говорили о фронтовой судьбе оператора и о том, как создавалась военная кинолетопись.

Фронтовой оператор Борис Соколов чуть меньше месяца не дожил до своего 99-летия. В день его рождения в кинозале Третьяковской галереи прошел вечер памяти, на котором говорили о фронтовой судьбе оператора и о том, как создавалась военная кинолетопись. Станислав Анисимов продолжит.

В кинозал Третьяковки из Российского архива кинофотодокументов доставили хронику, снятую в 44-45 годах, на Первом Белорусском фронте. В его составе Борис Соколов дошел до Берлина, снимал штурм города, уличные бои. Он участвовал в съёмках подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии. Отснятые Соколовым кадры фронтовой кинохроники вошли во многие документальные фильмы периода Великой Отечественной войны.

«Мы решили брать не те фильмы, которые были смонтированы, с закадровым голосом, с наложенной музыкой, а взять оригинальную хронику, потому что снимали они в основном на «Аймо», или советские аналоги этой камеры. И вот эти небольшие кусочки - это фрагменты 2-3 минуты, которые сохранились в Красногорске, мы собрали из них такую программу», - рассказал куратор программы «Кино в Третьяковке» Максим Павлов. 

Камеры «Аймо» выпускала американская компания «Белл-Хауэлл» с 1925 года. Легкие и компактные, они позволяли снимать в любом положении и в любых обстоятельствах и стали незаменимым спутником фронтовых кинооператоров. В СССР завод «Ленкинап» производил аппараты, схожие по конструкции «КС-4» и «КС-5». Бобины с пленками операторы носили вот в таких кожаных кассетниках: в каждом помещалось 8 бобин по 30 метров, это одна минута экранного времени. 

«Вот такая значит была катушка. Кстати, пленка «Кодак» была, камеру открывали и эту пленку туда вставляли», - рассказала старший научный сотрудник Музея кино Эмма Малая. 

Перезаряжали камеру в темноте, чтобы не засветить пленку. А отснятую хронику фронтовой оператор должен был независимо от обстоятельств упаковывать в не пропускающий свет материал. 

«И отправлять в проявку, в Москву, сами они этот материал не видели, видели только потом, когда они уже вернулись с фронта», - рассказала Малая. 

Из Москвы же приходили точные инструкции, что и как снимать на фронте. В 43 году начальники фронтовых киногрупп получили циркулярное письмо о съемках для кинолетописи. «Снимайте зверства и разрушения немцев, самые ужасные, самые тяжелые, не приноравливаясь к требованиям эстетичности». Особые требования предъявлялись и к монтажным листам. Необходимо было не только точно указывать объекты съемки и фамилии участников, но и обстоятельства, при которых съемка велась. 

«Они же снимали в паре обязательно. С одной стороны, для того, чтобы один снимал одни эпизоды, другой - другие, потом они соединялись вместе. А с циничной стороны, что если убьют кого-то, ты обязан это доснять и отправить материал», - поделился режиссер, оператор Игорь Мордмиллович. 

Завершил вечер в Третьяковке документальный фильм «Из жизни кадра не выбросить». Лента основана на монологе Бориса Соколова. «Нашим оружием была кинокамера», - вспоминал он. «Один пистолет нам давали, но мы им не пользовались, нам важно было снять, а не стрелять», - говорил автор.

Новости культуры