Вспоминая Андрейса Жагарса
В Риге на 61-м году жизни скончался Андрейс Жагарс - актер, оперный режиссер, ведущий программ нашего телеканала «Большой балет» и «Большая опера». 17 лет Жагарс был директором Латвийской национальной оперы. В одном интервью как-то сказал, что еще многое хочет сделать. Он мечтал снять собственный фильм и поставить «Парсифаль» Вагнера.
Господин директор. Так к члену жюри Андрейсу Жагарсу обращались ведущие первого сезона «Большого балета». Жагарс 17 лет возглавлял Латвийскую национальную оперу. И сделал этот театр важным объектом на культурной карте Европы.
«Он был замечательным руководителем, он же долгие годы руководил оперным театром в Латвии, и это был один из самых интересных, живых театров. Мало того, он прекрасно понимал, что замыкаться в кругу своего театра, пусть небольшого и так далее, невозможно, и он максимально всегда приглашал к себе и интересных режиссеров, и интересных хореографов, и более того, все время звал приехать на гастроли, он делал замечательный фестиваль», - рассказал генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Жагарс провел в оперном театре радикальные реформы. Стереотип, с которым хотел покончить, что опера - искусство не для всех.
«За что я лично ему бесконечно благодарна, и в этом смысле он развернул мою жизнь в какую-то другую сторону, - это то, что буквально в первый год своего директорства в Латвийской национальной опере, он пригласил меня сначала сделать одноактный балет к юбилейному вечеру Барышникова, и после последовало приглашение сделать большой спектакль», - рассказала хореограф, заслуженная артистка РФ Алла Сигалова.
Любители кино знают Андрейса Жагарса как актера. Он снимался с 18 лет. «Долгая дорога в дюнах», «Матч состоится в любую погоду», «Жизнь Клима Самгина».
В опере первые годы Жагарс занимался только администрированием. И заскучал, даже думал возвращаться в актерскую профессию. Но появилась возможность поставить спектакль. Это был «Летучий голландец» Вагнера.
Сложный материал, сжатые сроки, но постановка удалась. С тех пор Жагарс стал ставить в Латвии, в Германии, Австрии, Японии, России.
«Я стараюсь просто не приглашать, избегать таких певцов, в себя влюбленных, которым не нужны партнеры, которые только увлечены собой. У нас не такие спектакли. У нас спектакли все поставлены на хорошей драматической основе. И надо быть партнером хорошим. Надо играть ансамблем», - отмечал Жагарс.
Он говорил, что в опере его вело любопытство. Почувствовал, что пропетое слово действует сильнее, чем сказанное. Считал, оперный театр – своеобразный вирус. Он завораживает, делает одержимым поклонником этого жанра.
«Как жаль, красивый, молодой, всегда чрезвычайно корректный, и в общении, и в работе с актерами. Начав свою карьеру как артист драматического театра и кино, он со временем сумасшедшим образом влюбился в оперу, и это было побудительным мотивом того, что он стал директором Латвийской национальной оперы», - подчеркнул художественный руководитель оперы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.
«Как режиссёр, я опираюсь на драматическое искусство, ищу правду в оперном жанре. Это мой почерк», - говорил он.
«То, что он был европейским человеком, накладывало отпечаток. Он старался, с одной стороны, сохранить своё отношение к традиционным постановкам. Несмотря на то, что наш «Набукко» для своего времени это был спектакль такой модерновый, но он хотел всё время идти вперед. У него было очень много интересных режиссерских задумок», - подчеркнул директор театра Новая опера Дмитрий Сибирцев.
На днях в Михайловском театре состоялся 55-й показ спектакля «Бал-маскарад». У этой оперы в постановке Жагарса были свои постоянные зрители.
«Ужасное это известие, что мы потеряли Андрейса, такого молодого, красивого, импозантного, он так заряжал энергией на репетициях, он добивался от артиста максимальной правды, максимальной отдачи», - отметила солистка оперной труппы Михайловского театра Мария Литке.
Широкая аудитория влюбилась в Андрейса Жагарса, когда он стал телеведущим. На канале «Россия К» он вел проекты «Большая опера» и «Большой балет».
«Андрейс... я даже не могу сказать был. Жагарс - это сочетание ума, красоты, таланта, аристократизма, доброты. Это необыкновенная улыбка. В нем было все в равных частях. Единственное, чего в нем не было, в нем не было звездной болезни», - рассказала телеведущая Сати Спивакова.
На телевизионной съемочной площадке Адрейс Жагарс - не только член жюри и ведущий. Был готов на стилистические эксперименты. Умел открывать новые имена, зажигать своими идеями. В кино, в драматическом театре, в опере и на телевидении Андрейс Жагарс верил, что искусство соединяет людей и разрушает преграды между странами.