"Птица-тройка и её пассажиры" - новая выставка в Москве
«Птица-тройка и её пассажиры». Музей АZ представляет новый проект, который объединяет работы трех художников XX столетия. Каждый из них переосмыслил в своем творчестве образы, созданные Николаем Гоголем в поэме «Мертвые души».
Марк Шагал, Анатолий Зверев и Вадим Космачев - художники, чьи работы сложно представить в одной экспозиции. Но она посвящена Гоголю и его «Мертвым душам» - теме, над которой работали все эти авторы.
Скульптор Вадим Космачев «Мертвые души» помнит наизусть. Гоголь в его библиотеке стоит рядом с Данте: и того, и другого перечитывает постоянно. Свою Птицу-тройку скульптор создал специально для выставки. Здесь думали, что она будет намного меньше.
«Это были такие представления у организаторов выставки, что это должно быть меньше, или что они не ожидали такого вторжения. Но я-то был уверен с самого начала, что это должно быть в этом случае под потолок», - рассказал скульптор Вадим Космачев.
Тройка Космачева открывает выставку. Следом идут офорты Марка Шагала. Все они из коллекции Бориса Фридмана, который благодаря этим работам определился с главной темой своего собирательства - книгой художника. Это было почти 20 лет назад. За все это время в таком объеме офорты Шагала, посвященные Гоголю, не выставлялись. Кстати, сам художник видел их совсем в другой последовательности.
«Шагал сделал очень большую работу, он буквально на 11 листах нарисовал образы всех 96 офортов, под каждым поставил номер, где они должны лежать в издании. Но это важно тогда, когда у вас в руках издание, тогда это важно. А для экспонирования, на мой взгляд, выбран очень правильный путь», - поделился коллекционер Борис Фридман.
Работы сгруппированы по персонажам. Манилов, Плюшкин, Коробочка и так далее. Экспозиция Анатолия Зверева не так подробна - сотни его рисунков рассредоточены по миру, на тему «Мертвых душ» удалось найти немного. Причем, когда выставка была почти готова, в Дании обнаружили еще 2 работы.
«Он писал рисунки и создавал произведения, посвященные Гоголю и «Мертвым душам» в частности. Наверное, на протяжении всей жизни, потому что есть работы, датированные 55 годом - это самые ранние и последняя работа - 86 год. Это бричка Чичикова, эта Птица-тройка», - отметила генеральный директор Музея AZ Наталия Опалева.
Птица-тройка стала метафорой, олицетворением пути, по которому мчатся гоголевские герои, среди которых нет ни одной мертвой души.