Состоялась венская премьера спектакля "Барышников/Бродский"
Танцора Михаила Барышникова и поэта Иосифа Бродского связывали многолетние дружеские отношения. Барышников говорит, что, когда проходит мимо китайской харчевни или греческой кофейни, в которых они сиживали вместе, у него приостанавливается дыхание. Выдающийся танцовщик стал соавтором спектакля о дружбе и о горечи отсутствия друга. «Барышников/Бродский», постановка Алвиса Херманиса, продолжает гастроли по миру. Накануне спектакль смотрела венская публика.
Вена – город встреч. Не только политических, но и встреч в искусстве. Несколько месяцев назад публика со всего мира, и во множестве своем из России, ехала в венский Музей истории искусств на грандиозную выставку Брейгеля. Последние три дня – на «Барышникова/Бродского» – спектакль, в котором легендарный танцовщик встречается со своим другом-поэтом.
Камеру в зал не допускают. Лишь несколько коротких трейлеров можно найти в сети. Известный латвийский режиссер Алвис Херманис осуществил эту постановку в 2015 году в Новом рижском театре, и с тех пор она прошла уже несколькими сериями в разных городах Европы и Америки.
Большой артист на склоне лет пытается насмотреться своею жизнью на жизнь большого поэта, с которым его связывала многолетняя дружба. На сцене Барышников читает стихи Бродского. На соседней скамье стоит старомодный магнитофон, лента которого доносит голос самого Бродского. «Это просто историческое событие. Оно никогда не повторится. Его нельзя посмотреть в записи. Здесь все ощущение от физического присутствия Барышникова. Он телом присутствует и телом проживает стихи. Это редкое качество. Ты понимаешь, что его телесное присутствие сильнее, чем все остальное», - говорит журналист Алексей Мунипов.
Спектакль довольно монотонен и чем-то напоминает медитацию. Когда читается стихотворение «Портрет трагедии», Барышников совершает невероятное движение – что-то такое Бродский некогда назвал «усилие ноги и судорога торса». Артист вдруг замирает, как бы повиснув над стулом, и поэтическая «судорога торса» становится явью.
Лампы на этой террасе-сцене то вспыхивают, то гаснут, а имитируемые пиротехникие искры и треск электрической проводки свидетельствуют о повисшем в воздухе напряжении. После полутора часов спектакля это напряжение разряжается уже овациями стоя с криками «Браво».
«Невероятная благодарность Михаилу Барышникову за эту идею. И не только за идею, но за то, как он это воплотил», - говорит пианистка Елизавета Леонская. На следующей неделе Михаил Барышников сыграет еще два спектакля со стихами Иосифа Бродского уже в Братиславе.