"Пора разобраться!". В Москве ‒ выставка о взаимоотношениях художников и критиков
В Институте Русского реалистического искусства открылась выставка «Пора разобраться!». В ее основе ‒ архив известного искусствоведа Александра Каменского. Документы содержат материалы по истории советского искусства и впервые представлены публике.
Картины Таира Салахова, Мартироса Сарьяна, Владимира Фаворского, Андрея Васнецова, Марка Шагала, Роберта Фалька и других художников советской поры на этой выставке представлены не сами по себе, а как иллюстрация к деятельности известного искусствоведа Александра Каменского, что вообще-то большая редкость. Не так часто можно увидеть выставку, посвященную не художнику, а художественному критику.
«Это такая реальная демонстрация его влияния на историю искусство и его место в самой истории искусства», ‒ объяснил куратор выставки, искусствовед, сын. А. Каменского Михаил Каменский.
Именно Михаил Каменский предложил разобрать архив своего отца и на основе его опубликованных и неопубликованных текстов создать экспозицию, героями которой стали бы художники, о которых он писал. На печатной машинке он набивал свои статьи, многие из которых так и не были напечатаны.
«Ни в одну газету, ни в один журнал его не брали. И он работал как независимый критик и исследователь, хотя это было довольно нетипично для советского времени», ‒ рассказал Михаил Каменский.
Названием для всей выставки «Пора разобраться!» послужила одноименная заметка. Это программная статья Александра Каменского, написанная и опубликованная в 1962 году, за несколько месяцев до знаменитой выставки в Манеже, после которой период «оттепели» в советском искусстве, по сути, завершился.
«Он призывает нас вспомнить о художниках, которые были незаслуженно забыты во время борьбы с формализмом и также дать дорогу художникам настоящего, а именно о художниках сурового стиля, о которых он писал довольно много, и трубадурам, главным проводником которых в мире критики, в мире искусствоведческой литературы он был», ‒ пояснила куратор выставки Елена Коваленко.
Именно Александр Каменский впервые употребил выражение «суровый стиль», которое потом было подхвачено остальными критиками. Всего он написал более тысячи критических статей о советском искусстве. Со многими художниками дружил, некоторым сделал имя. Особая страница жизни Каменского связана с Марком Шагалом, творчеству которого он посвятил фундаментальную монографию.
Антон Николаев