Александр Миндадзе отмечает юбилей

28 апреля 2019 20:30
Он находится в центре знаменитой кинодинастии, а кроме того, он вышел из мощной кинодраматургической школы и всегда считал, что именно образы прозаической литературы соединены невидимой нитью с образностью экрана.

Сегодня отмечает 70-летие сценарист, режиссер Александр Анатольевич Миндадзе. Он находится в центре знаменитой кинодинастии, а кроме того, он вышел из мощной кинодраматургической школы и всегда считал, что именно образы прозаической литературы соединены невидимой нитью с образностью экрана. Миндадзе много работает. «Разгон остался с советских времен, со времени убеждённости в том, что человек обязательно должен себя реализовывать, постоянно, и в этом своего рода пружина, которая не дает ему остановиться», - говорит он.

Александр Миндадзе мог стать писателем. После школы одновременно поступил в Литинститут и во ВГИК. Рецензию на его дипломную работу на сценарном факультете писал друг Геннадий Шпаликов. Литературный талант Миндадзе перенес в драматургию. Свои сценарии называет кинопрозой. В текстах он сам, что видит и чувствует.

Будущий сценарист сам работал в Московском городском суде. Пошел туда за жизненным опытом. С картины «Слово для защиты» начался творческий тандем Миндадзе и Абдрашитова. Он продлился 21 год. За это время режиссер и сценарист создали 10 картин. Вместе искали и воплощали образ маленького человека.

«Человек который творчески всегда не то, чтобы рисковал, но всегда шёл на какой-то поиск. И тем самым, мы погружались в кинематограф такой особой природы, когда при фактографичности, фотографичности, реалистичности изображения всё равно существовало некое пространство, принадлежащее тому, что можно сказать некой условностью», - рассказал режиссёр, народный артист России Вадим Абдрашитов.

Сценарий-притчу «Космос как предчувствие» прочел Алексей Учитель. Вспоминает, что эту многослойную историю с метафорами и эмоциями, он читал взахлеб.

«Когда читаешь, сразу видно, что за этим стоит поразительная неординарная личность само собой, талантливая само собой, но что-то там есть еще человеческое, что потом абсолютно точно подтвердилось. Какая-то интеллигентность. природная мудрость», - поделился режиссёр, народный артист России Алексей Учитель.

Миндадзе начал снимать сам, когда его тексты стали более личными, а записи - условными настолько, что понять их мог только сам автор. Режиссерские работы Миндадзе критики окрестили трилогией катастроф. Дебют - фильм «Отрыв» - о крушении самолета глазами родственников погибших. Действие картины «В субботу» происходит в окрестностях Чернобыля в день взрыва на атомной электростанции. Фильм вошел в конкурсную программу 61-го «Берлинале». «Милый Ханс, дорогой Петр» - картина о предчувствии Великой Отечественной войны. В фильме - артисты из Германии, Австрии, Франции. Снимали на Украине. Картина взяла премию «Ника» как лучший фильм 2016 года.

Сейчас Александр Миндадзе работает над новым международным проектом. «Паркет» - драма на танцполе. Любовный треугольник, в него попадают бывшие танцоры, им за 50. Режиссер считает, что «Паркет» - это тоже о катастрофе.

«Эта картина о нашей жизни, о моей жизни. Об иллюзиях, которым я подвергаюсь всю свою жизнь. Поскольку это иллюзия, а существует реальная жизнь без фильмов», - признался Миндадзе.

«Александр Миндадзе – это, ну вот, это первый раз, когда я встречу вас с такой методикой, можно так сказать, потому что он так думает, думает, так смотрит, очень долго, думает, думает», - рассказала актриса Агата Кулеша.

«Для меня в кинематографе и вне его он сравним, разве что с Сократом, соответственно, я себя чувствую Платоном, и всем хорошо», - поделился актёр Владимир Мишуков.

Александр Миндадзе пишет сценарии, чтобы понять себя. Это работа над фильмом и над собой.

К юбилею Александра Миндадзе наш телеканал подготовил программу «Линия жизни». Смотрите её завтра, 29 апреля, в 18.35.

Анастасия Егорова

Новости культуры