Как Международный конкурс имени Чайковского меняет жизнь его участников

25 июня 2019 15:33
На конкурсе Чайковского у пианистов, скрипачей и виолончелистов начинается третий тур. У исполнителей на «Медных духовых» - второй, а в специальностях «Деревянные духовые» и «Сольное пение» - пауза перед финальным туром. Победа в конкурсе для многих участников может стать решающим поворотом в карьере.

На конкурсе Чайковского у пианистов, скрипачей и виолончелистов начинается третий тур. У исполнителей на «Медных духовых» - второй, а в специальностях «Деревянные духовые» и «Сольное пение» - пауза перед финальным туром. Победа в конкурсе для многих участников может стать решающим поворотом в карьере. О жизни лауреатов до и после музыкального состязания расскажет Яна Мирой.

Часто говорят: «Самое интересное на Конкурсе Чайковского начинается после его окончания». У тех, кто победил в этом музыкальном состязании, жизнь меняется. Навсегда. Как говорят сами лауреаты, это словно подняться на новую высоту.

Жизни не было до, а теперь тем более. То ли в шутку, то ли серьезно говорит Юлия Маточкина. Она штурмовала конкурс дважды. При первой попытке не прошла отбор. Она призналась:
«Второй раз я заведомо не стала пытаться. А вокруг люди мне начали говорить: Ну, что? Увидимся на конкурсе? Я говорю, не подавала заявку. И таких людей было очень много. Ты что с ума сошла?!».

Юля решилась в последний момент и стала спешно собирать документы, ночами резала видеофрагменты. Так что не настраивалась, не волновалась, ничего не ожидала. Она рассказала:
«Когда объявили результаты, председатель жюри, по-моему, даже объявил, это был мужчина. Если бы я не была на сцене и в туфлях, и в коротком платье, мне казалось, я бы взяла его на руки и просто кружила бы. У меня были эйфория, счастье».

Перед Карине Георгиан никогда не стояло вопроса, чем заниматься в жизни. Ее отец известный виолончелист, полвека преподавал в институте Гнесиных. Так что его дочь начала занятия музыкой в 5 лет. В 18 лет поступила в Московскую консерваторию - к Ростроповичу. Вспоминает, после первого же конкурса Чайковского это состязание стало для музыкантов событием номер один.

«Когда приехал Клайберн, тут была почти что революция - когда он получил первую премию. Потом второй конкурс виолончелисты присоединились, и тогда Наташа Шаховская выиграла», - говорит Карине Георгиан.

Это было и физическое испытание. Карине шутит - травма на всю жизнь:
«Первый тур - это лакотель. Это значит очень много стокатто. Все уже должно быть готово. Ну в общем я сыграла, конечно, но я до сих пор помню - 8 утра не самое время, которое я бы выбрала».

Результаты объявили поздней ночью. Участники и группа поддержки стояли во дворе Московской консерватории.
Начало - карьеры. Победа дала возможность выйти на сцену с концертами. В XXI веке конкурс тоже открывает двери - в большое профессиональное плавание.

«Тут сразу же, через неделю, я пела прослушивание для маэстро Риккардо Мути после Конкурса Чайковского. И после этого прослушивания поступила масса остальных других предложений», - вспоминает член жюри конкурса, солистка Мариинского театра Альбина Шагимуратова.

За ходом конкурса следят влиятельные импресарио. Статус лауреата помогает артисту поверить в себя, а профессионалам со всего мира – поверить в этого артиста.

«Как будто вселенная взяла и расширилась. Ты становишься знаменитым буквально за один день», - добавляет Шагимуратова.

Такой длинный конкурсный путь. Видеозаявки - чтобы попасть на состязание. Прослушивания первого и второго тура. Финал, а по регламенту - третий тур. А после победы - самый трудный. Четвертый. Длинною в жизнь.

Яна Мирой

Новости культуры