В Музее современного искусства Эрарта открылась выставка работ Сергея Филатова
В Петербурге, в Музее современного искусства Эрарта, открылась выставка работ Сергея Филатова. Художник создает особую акустическую среду при помощи звуковых скульптур. Как звучит ансамбль арт-объектов, узнала Елена Ворошилова.
Звуковой ландшафт Сергея Филатова – это мир звуков и объектов. Такой фантастический оркестр без музыкантов, который на основе простых предметов и современных технологий создают необычную звуковую среду.
Это сит-шейкер - прозрачные сферы в которых кофе, бобы, фасоль, чечевица, орехи. Моторы-эксцентрики приводят шары в движение.
Объекты генерируют звук здесь и сейчас. И каждый раз он разный.
«Вы видите, он делает паузы совсем небольшие, он меняет скорость вращения. Вращается в обе стороны. То есть он как бы как живой», - рассказал художник Сергей Филатов.
Списанные в утиль московским оптическим заводом, кварцевые диски – в основе инсталляции параллель-тач. Звук рождается при взаимодействии со стеклянными шариками, все это напоминает метрономы.
А эта сложная конструкция - из корабельного гирокомпаса, струн гитары и системы усилителя звука. Немного другую художник показал на Венецианской биеннале.
«Звук формируется за счет того, что контроллер смещает три плектора в рандомном порядке, и эти плекторы в общем-то играют на этих струнах. Тот же щепковый принцип», - добавил он.
Часто идеи рождаются благодаря простым предметам – например, креманки из-под мороженного или листы фольги. Звук зависит от выбора материала и даже его количества.
«Здесь звучат живые какие-то материалы, там, кварц, фольга, какие-то стальные пластины, но при этом управляются они алгоритмами», - отметил руководитель арт-отдела музея Эрарта Павел Маркайтис.
Саунд-артом, так называется это звуковое искусство, Сергей Филатов занимается уже 7 лет. Использует не только в художественных, но и музыкальных экспериментах.
«Однажды я понял, что мне интересно работать не только на холсте. И мне стало интересно работать с формами, работать с технологиями. Я освоим программирование», - добавил Филатов.
Художник считает, что мир звуков - это не только набор случайностей. А звуковой ландшафт – это составная физики и искусства.
Елена Ворошилова