Мир Кабуки. В Москве начинает работу выставка, посвященная японскому театру
«Неповторимый мир театра: Япония» ‒ это новый проект Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Выставка и курс лекций посвящены театру Кабуки.
Кабуки был театром для простолюдинов, шить костюмы из дорогих тканей было запрещено. Использовали лоскутную технику. Такие костюмы ‒ трансформеры. Они весили иногда до 18 килограммов и были напичканы разными секретами. Артисты переодевались прямо на сцене.
«Этот костюм хранит такой секрет, как тяжеленный шестиметровый пояс. С одной стороны, этот пояс является реконструкцией, но он очень близок к оригиналу по тому, как с ним обращаться в процессе надевания. Это шесть метров ткани в несколько слоев, которые при растягивании представляют собой полосу, которую сложно надевать. Это похоже на те пояса, которые носят ученицы гейш в Киото», ‒ рассказала куратор выставки Мария Емельянова.
Здесь разные кимоно. Это ‒ трехслойное свадебное, его надевали одновременно одно на другое. Кимоно меняло походку женщины. Она начинала семенить и косолапить, что считалось шиком. В коллекции Марии Орловой и Андрея Скаткова больше ста кимоно. Такие носили гейши. На каждом ‒ знак, такой адрес чайного дома, где жили восточные красавицы.
«Кимоно гейши будет с крупным изысканным рисунком, который должен подчеркнуть красоту шлейфа, который она должна во время танца его за собой волочить», ‒ уточнила куратор выставки Мария Орлова.
Последние почти четыреста лет все роли в театре Кабуки, включая женские, исполняют только мужчины. Женщинам и юношам запрещено играть. В репертуаре идут не только пьесы про героев и богов, но и истории веселых кварталов. Театральные сюжеты часто изображали на изнанке кимоно. На этом ‒ куртизанки в окружении скелетов, играющих на музыкальных инструментах. Расшифровать такое мог только посвященный.
«Была история про куртизанку, которая общалась с популярным, оставшимся в истории монахом, который посвящал ее в буддийские практики, и однажды на банкете она осознала, что все происходившее вокруг: пиршества, гуляния ‒ тлен, и всех окружавших ее людей она увидела в образе скелетов или демонов», ‒ пояснил куратор выставки Андрей Скатков.
Кабуки на шелке ‒ настоящее искусство. В экспозиции больше мужских кимоно. И практически на всех ‒ сюжет из узнаваемых пьес театра Кабуки.
«Эти коллекции, которые собирались по темам. И кимоно актеров, и предметы, украшающие сцену театра Кабуки, здесь очень важно рассматривать», ‒ говорит директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Елена Титова.
Танец жрицы с реки Камо Идзумо-но Окуни положил четыреста лет назад начало театру Кабуки. Он давно стал национальным искусством, где в приоритете только две темы ‒ любовь и смерть.
Елена Ворошилова