175 лет со дня рождения мастера. Ретроспектива работ Василия Поленова
Вслед за выставкой Ильи Репина Новая Третьяковка готовит ретроспективу работ Василия Поленова – к 175-летию со дня рождения мастера. За монтажом экспозиции наблюдала Юлия Струкова.
Каждую картину будущей выставки перевозят в климатических контейнерах. Реставраторы ее распаковывают и тщательно осматривают. Вот под лупой полотно Поленова «Решили идти» – прибыло из Самары.
От ранних работ, исторических полотен и первых пейзажей до самого последнего изобретения Поленова – светового театра-диорамы. Масштабная выставка представит Василия Поленова не только как художника, но и человека, увлеченного архитектурой и театром. Хотя в первых залах зритель увидит хрестоматийные работы «Заросший пруд», «Московский дворик», «Бабушкин сад».
«Ему было присуще какое-то внутренне благородство и умение быть универсальным художником, универсальным человеком. И мы показываем его не только как знаменитого пейзажиста, в первую очередь, автора таких полотен как «Московский дворик» или «Бабушкин сад». Мы показываем огромный блок произведений, связанных с евангельской тематикой», – рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Полотно «Христос и грешница» – впервые в Москве, Поленов писал его под впечатлением от «Явления Христа народу» Иванова. Планировал назвать «Кто из вас без греха?», но цензура не позволила. Огромное полотно, купленное Александром III, попало сначала в Зимний дворец, потом – в Русский музей, стены которого покидало лишь однажды – во время войны картину эвакуировали в Молотов.
«Для него Христос – это прежде всего реальный человек, поэтому чудеса, которые творил Христос по Евангелию, его не привлекают. Мы здесь их практически не увидим. Его гармоническая натура противится сценам казни, жестоким сюжетам, которые тоже есть в Евангелии», - подчеркнула заместитель директора Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.
В экспозиции – этюды из Палестины и Иерусалима, часть – из фондов Третьяковки. На недавней выставке Ильи Репина в Третьяковке побывала 601 тысяча человек. Теперь – возможность окунуться в мир его современника, с которым вместе закончили Академию художеств, соревновались за золотую медаль, стажировались в Европе. Два талантливых, но таких разных художника. Василия Поленова за гармоничность и благородство называли «рыцарем красоты».
Юлия Струкова