Новая Третьяковка приглашает на выставку работ Василия Поленова
В Новой Третьяковке открывается ретроспектива Василия Поленова к 175-летию со дня рождения мастера. В экспозицию включены более 180 работ - это пейзажи, портреты, полотна исторической тематики и «евангельская серия».
Первый вариант «Раннего снега» в 1955 году Екатерина Фурцева подарила делегации французского театра «Комеди Франсез». Картина находится там до сих пор, украшает стены дирекции театра. А этот вариант - один из восьми авторских копий - находится в собрании Третьяковской галереи уже 30 лет. Но здесь картины не только из коллекции Третьяковки, ради этой выставки объединились 14 музеев и 4 частных собрания. Первое, что видит зритель - «Московский дворик» - самую известную работу Василия Поленова.
«Когда будете стоять перед "Московским двориком", обратите внимание на дико орущего, посаженного на травку ребенка в центре этого полотна. Я никогда в жизни, а сколько раз я стояла перед "Московским двориком", не обращала внимание на этого ребенка», - рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
С «Московского дворика» в русское искусство вошло понятие «пленэризм». Как вспоминал художник, этот вид он написал сразу, как только увидел из окна квартиры, которую пришел снимать. Этюд тоже есть на выставке - немного другой ракурс и пока еще ни одного человека на холсте. А за несколько лет до этого Василий Поленов путешествовал по Европе. Увлекшись французским искусством, готовил картины для знаменитых салонов. Как, например, «Право господина» - исторический сюжет про право первой брачной ночи, которым пользовались многие монсеньоры.
«Тут соединились и его интерес к истории, и его интерес к истории права. Конечно же, это уже время развития первых ростков эмансипации и в Европе, и в России. И у самого Поленова были сестры», - пояснила заместитель директора Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.
Черты лица сестры-близнеца художника можно рассмотреть на картине «Больная». Никогда больше Василий Поленов не обращался к этой мрачной теме, навеянной чередой утрат. Делом своей жизни считал цикл «Из жизни Христа». Чтобы добиться максимальной достоверности, Поленов два раза ездил в Палестину, делал зарисовки с натуры, изучал пейзажи. Почти 40 лет он работал над этой серией картин.
Вокруг имени Поленова ходит много легенд, и одна из них - как раз про цикл «Из жизни Христа». В 1912 году все эти полотна должны были отправиться в Америку. Кораблем. Но подготовка картин затянулась, и на корабль они не попали. Что к лучшему. Ведь назывался он «Титаник». В одном из интервью внук Поленова сказал, что работа «Христос и грешница» сейчас тоже могла бы покоиться на дне Атлантического океана. В Москву это полотно попало впервые за 130 лет, оно из собрания Русского музея, из Петербурга картину вывозили только раз, во время эвакуации в годы Великой Отечественной. Кстати, работу эту купил Александр III - заплатил 30 тысяч рублей, что в перерасчете на сегодняшние деньги - примерно 30 миллионов. На эти средства Поленов купил участок земли на верхней Оке, где по его же проекту был построен большой дом.
Анна Галинская