Опера-буфф "Рабочий и колхозница" сыграна в зале "Зарядье"
Опера "Октавия. Трепанация" и опера-буфф "Рабочий и колхозница" были сыграны в Москве одновременно. Случайно совпадение, случайна возможность сопоставить пафос одной с игривостью другой. Философичность одной с комизмом другой. Они некоторым образом друг друга дополнили, эти оперные образцы постмодернизма – в обоих историзм в основе сюжетов, тоталитаризм в стилистике и пластике, символизм в образах героев и объектов на сцене. Один раз, в зале "Зарядье" была исполнена накануне опера-буфф. Анна Галинская вгляделась и вслушалась.
Новый спектакль от Павла Каплевича – это снова опера и снова полиформа, то есть одновременно и театр, и балет, и опера. Этот синтетический жанр у Каплевича всегда сопровождают громкие имена на афише. И даже те, кто не был замечен поющим, как например Илзе Лиепа, выйдут этим вечером на оперную сцену. К числу дебютантов себя причисляет и лидер группы "Моральный кодекс" Серей Мазаев. Он – в роли вождя.
«Я всегда в характере Сталина. Если кого-то сжечь, зарезать, повесить, расстрелять – пожалуйста», – отмечает Серей Мазаев, заслуженный артист России.
Жестоких действий в этой постановке от Сталина не требуется, лишь только одобрить скульптуру Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". В основанной на реальных событиях опере, так же, при свете фар, генералиссимус осматривает будущий символ советской эпохи. Либретто написал московский поэт Михаил Чевега, музыку – Владимир Николаев на идеи Павла Каплевича.
"Рабочий и колхозница" в этой опере – не просто скульптура. Ее создатель Вера Мухина обладает сверхъестественными способностями – вдыхает жизнь в стальные фигуры. Так что на Всемирную выставку в Париже они едут, узнав, что такое чувства. А там – femme fatale Марлен Дитрих и гений-ловелас Пабло Пикассо.
«Рабочий пошел на свидание к Марлен, которая стала влюблена в памятник. А в Колхозницу влюбился Гитлер, который захотел ее похитить. Такая почти сказочная история, которую и спасают сказочные герои», – рассказывает режиссер Евгений Кулагин.
Любовь в Париже для Рабочего и Колхозницы обернулась сказкой о потерянном времени, ведь на прогулки и свидания у них был всего час, а иначе вечная жизнь в теле скульптуры.
«Пришел на три часа позже, вот как встал – уже всё. Наверное, если так, то я думаю, что они в Париже встали, их потом там разобрали, привезли сюда и поставили», – делится певец Михаил Никаноров.
Этой оперой Павел Каплевич отмечает сразу два юбилея – 80 лет ВДНХ и 130 лет со дня рождения Веры Мухиной. А ее скульптура отправляется в новую жизнь – тоже представлять Россию, но уже не в Париже.
«Дорога ложка к обеду – я так говорю. Так получилось, что у нас было произведение, которое вдруг всем пришлось. Сейчас мы закончили переговоры по поводу того, что этот проект поедет на Экспо в Абу-Даби и в нашем павильоне будет представлять Россию», – говорит Павел Каплечич, продюсер, художник.
Анна Галинская