Сенсационная находка британского кладоискателя, или Почему археологи не любят журналистов
Очередной древний золотой артефакт, найденный в щедрой земле Великобритании. Новости о подобных находках отличаются только именами везунчиков, географией и собственно найденными предметами – в остальном всё по схеме: увлечение металлоискательством, некое поле, которое все уже сто раз обследовали, но только сейчас кому-то повезло. Неверие, шок, трепет, слезы, консультация приятеля или местного антиквара, «да, это золото», фото и интервью в СМИ, ожидание оценки коронера. И крупное вознаграждение, если находку признают сокровищем Короны (по-нашему, кладом).
На этот раз повезло 54-летнему соцработнику Билли Вону из портового городка Уайтхэвен в графстве Камбрия на северо-западе Англии. Типичное «везение новичка»: свой первый металлодетектор за £200 Билли приобрел всего за восемь месяцев до находки. Предмет из желтого металла он обнаружил на глубине 13 см и поначалу принял его за застежку-карабин или деталь трактора.
Приятель уговорил Вона показать артефакт местному ювелиру, тот опознал в металле золото, а дальше началось то, за что историки и археологи не любят журналистов.
Первым новость о сенсационной находке опубликовало местное издание Cumbria Guide еще в конце июля, в октябре сенсацию подхватила не самая интеллектуальная газета The Sun, остальные принялись перепечатывать уже имеющуюся информацию, добавляя собственные подробности.
Вот сводное описание артефакта по данным британских СМИ: вес – 11 унций (около 350 граммов), материал – 22-каратное золото, возраст – 4000 лет, стоимость без учёта исторической ценности – £11000, возможная рыночная стоимость – до 100 тысяч фунтов стерлингов.
Пожалуй, достоверным можно считать только вес артефакта, 11 унций. Взвешивал его тот самый ювелир из Уайтхэвена, и в этом вопросе он вряд ли мог сильно ошибиться. Однако его же оценка качества золота, которую цитируют СМИ («22-каратное»), уже вызывает сомнения, как и вся остальная информация о найденном предмете.
Сам артефакт журналисты называют по-разному: торк, обруч, кольцо… Термин «торк» явно используется для привлечения внимания: в Британии торки прочно ассоциируются с романтической древностью и загадочными кельтами (самих кельтов, к счастью, журналисты не упоминают – между кельтами и якобы 4000-летним возрастом артефакта нужно выбрать что-то одно).
Найденный в Камбрии предмет действительно напоминает торк своей формой (разомкнутое кольцо), однако торками в основном принято называть шейные украшения (в российской историографии используется термин «гривна»), тогда как артефакт из Камбрии был скорее предназначен для ношения на руке. На какой части руки – трудно сказать, поскольку точные размеры нигде не приводятся, но в одном из описаний встречается термин “arm ring” – браслет, который носили на предплечье.
Судя по небольшому весу, браслет изготовлен из полой трубки. Он превосходно сохранился, его внешняя поверхность покрыта декоративным узором в виде неглубоких лунок, внутренняя поверхность оставлена гладкой.
Тут бы пригодилось мнение эксперта – и британские СМИ его приводят, но именно с него и началась путаница. Археолог Лидия Проссер (Lydia Prosser), региональный представитель властей по связям с археологами-любителями, прокомментировала находку ещё в июле: «Лично я ничего подобного не видела за все годы своей работы, а я работала в трех графствах – Йоркшире, Ланкашире и Камбрии. Поначалу мы даже никаких аналогов не могли вспомнить, декоративный узор на артефакте казался единственным в своем роде и это вызывало много вопросов. Но потом находку передали специалистам и Нил Вилкинс, куратор отдела бронзового века в Британском музее, обнаружил похожий наручный браслет ирландского происхождения. Так что пока наша основная версия состоит в том, что найденный в Камбрии браслет тоже попал сюда из Ирландии. Если так, то его можно датировать поздним бронзовым веком – приблизительно 1800 год до нашей эры».
И эта странная ошибка – возможно, обычная опечатка – плавно перекочевала в сенсационные заголовки про везунчика Билли и его 4000-летний артефакт. Поздний бронзовый век, безусловно, охватывает довольно широкий период, но не настолько: для Британии его временные рамки установлены в пределах 1200-700 годов до н.э., для Ирландии еще шире, вплоть до 550 года до нашей эры.
Таким образом, максимальный возраст найденного в Камбрии артефакта вряд ли превышает 3200 лет (что нисколько не умаляет его ценности и уникальности). Дополнительной подсказкой может стать анализ химического состава металла – не «22 карата» на глаз, а рентгенофлуоресцентная спектрометрия: в обновленных лабораториях Британского музея, куда попал браслет, это один из стандартных методов исследований. Процентное содержание золота и примесей других металлов (серебра, меди, олова…) может существенно отличаться в зависимости от времени и места изготовления артефакта. Например, если в раннем и среднем бронзовом веке мастера использовали самородное золото без очистки, то в более поздних артефактах специалисты отмечают попытки изменения природного состава – впрочем, не всегда в пользу увеличения доли золота.
Во всяком случае, сейчас в распоряжении британских и ирландских музеев имеется достаточно данных для сравнения браслета из Камбрии (по химическому составу, внешнему виду, технике изготовления и другим характеристикам) с подобными артефактами того же периода. Результат может оказаться очень интересным: даже судя по имеющимся крупицам информации, предмет действительно редкий, а для Камбрии так и вовсе уникальный – золото бронзового века здесь находят совсем не часто.
В этой связи любопытно упоминание Ирландии как вероятного места происхождения браслета: от Уайтхэвена до ирландского побережья чуть больше 100 км по прямой. «…Нил Вилкинс, куратор отдела бронзового века в Британском музее, обнаружил похожий наручный браслет ирландского происхождения», сказала Лидия Проссер.
Мы покопались в базе данных Британского музея и нашли единственный похожий по форме и орнаменту артефакт, но это не браслет и не торк, а небольшое кольцо.
Место находки – графство Лондондерри в Северной Ирландии, датировка – поздний бронзовый век (1150-750 гг. до н.э.), материал – олово в золотой фольге, доля золота в фольге – 85,2%.
Однако возможно, что Нил Вилкинс имел в виду другие браслеты, в прошлом году ставшие национальной сенсацией в Ирландии – мы подробно рассказывали об этой находке в статье «В Ирландии впервые с 1990 года нашли золото бронзового века».
Четыре кольцевидных артефакта уже изучены специалистами и в прошлом году были представлены широкой публике в рамках выставки «Ór – Золото Ирландии» в Национальном музее как «клад из Таллидоннелла» (Tullydonnell Hoard). Простенькие на вид предметы оказались одним из самых «тяжелых» ирландских кладов – общий вес четырех колец составляет 4 килограмма. Датировка – поздний бронзовый век, 1200-800 годы до нашей эры.
Однако, как и в случае с браслетом из Камбрии, назначение подобных колец остаётся неясным. В прошлогодней статье мы привели одну из рабочих гипотез со слов Мейв Сикоры (Maeve Sikora), хранителя отдела ирландских древностей в Национальном музее Ирландии: «…массивные «браслеты» не были ни браслетами, ни каким-либо иным украшением. Кольцевидная форма, вероятно, имела утилитарное значение – так их было проще хранить и носить с собой: “Возможно, их действительно носили на руке для удобства – как портативную сокровищницу, мобильный золотой запас”»..
Если браслет из Камбрии все же окажется «ирландским», в научном расследовании может появиться еще один интересный аспект: происхождение металла. Дело в том, что археологи и историки не перестают удивляться невероятному количеству золота в древней Ирландии, но определить его источники пока не удается. Резонно предположить, что на острове была хорошо развита собственная золотодобыча, однако химический состав современных образцов, намытых в местных реках и извлеченных из золотоносных пород, не совпадает с древними.
Ирландская археология несколько уступает британской по опыту и оснащенности – расцвет этой дисциплины совпал с «ирландским экономическим чудом» 1990-2008 годов и с тех пор пошел на спад. Однако браслет из Камбрии предстоит исследовать специалистам Британского музея, поскольку артефакт был найден на территории Великобритании. Сложно предсказать, когда на сайте Portable Antiquities Scheme – особой базе данных для находок непрофессиональных археологов – появятся первые результаты: лабораторные и археологические исследования могут занять и пару месяцев, и пару лет.
Щедрое вознаграждение, которое пророчат Билли Вону британские СМИ, тоже под вопросом: даже если находку признают «сокровищем Короны», не все музеи способны приобрести древние артефакты по их объявленной стоимости. Однако в Камбрии, бедной на подобные находки, музеи уже проявили свою заинтересованность: браслет стал лишь пятым золотым артефактом бронзового века, найденным на территории графства вне плановых раскопок.
Что касается суммы вознаграждения… Группе товарищей, обнаруживших золотые кольца общим весом 4 кг в ирландском Таллидоннелле, выплатили 250 тысяч евро на всех. Издание The Sun «оценило» браслет из Камбрии в 100 тысяч фунтов, однако скромная редакция «Вести.Наука» полагает, что финальная стоимость артефакта не превысит 25 тысяч. Лишний повод проследить за развитием событий.
Современная стоимость браслета, впрочем, имеет значение разве что для небогатого соцработника Билли Вона. СМИ, делающие акцент на завышенной стоимости, завышенном возрасте и прочих непроверенных, но сенсационных деталях находки, словно не понимают самого интересного – подлинной истории, которую может рассказать 3200-летний артефакт непонятного назначения с уникальным декором, предположительно ирландского происхождения, найденный в Камбрии.
Другие рассказы о подобных находках собраны на нашем сайте под меткой #кладоискатели.