Режиссёр Юрий Погребничко празднует юбилей

25 октября 2019 10:36
Сегодня исполняется 80 лет Юрию Погребничко, режиссёру и педагогу. Он много лет совершенствует свою систему работы с актерами.

Сегодня исполняется 80 лет Юрию Погребничко, режиссёру и педагогу. Он много лет совершенствует свою систему работы с актерами. Секретами мастерства юбиляр поделился с Яной Мирой.

Гуру. Сэнсэй. Юрия Погребничко так называют многие театральные люди. А вот широкая публика о нем знает мало. К громкому успеху он, кажется, никогда не стремился:
«Я бы предпочел 10-20 человек в зрительном зале. И это было бы, мне кажется, оптимально».

Многим спектаклям - 30 или почти 30 лет. И они продолжают собирать полные залы. Кто-то смотрит по многу раз, год за годом. И есть зрители, которые моложе постановок. Про этот театр говорят - чужие здесь не ходят. В «Около» - свой зритель.

«Чем мы занимаемся серьезно - если пользоваться, я это говорю, терминологией Питера Брука - вот есть грубый театр, есть театр как таковой. В числе прочего есть священный театр. Он имел ввиду, что только театру доступно контачить в тот момент, когда публика присутствует на акте театральном, контачить с невидимым», - говорит Юрий Погребничко, художественный руководитель театра «Около дома Станиславского», народный артист России.

Всю жизнь Юрий Погребничко работает с образами одного художника. Многое из реквизита и декораций переходит из одно постановки в другую. Так что критики часто говорят, что все спектакли Юрия Погребничко - это на самом деле один спектакль. Часто соединяются тексты, которые, кажется, не сочетаются, например, пьеса Володина «С любимыми не расставайтесь» и роман Достоевского «Преступление и наказание». Погребничко не делит историю на периоды.

«В его спектаклях мы живём в каком-то едином пространстве. Немножко надмирном. При этом он совершенно не чужд этого земного, он постоянно включает в свои спектакли какие-то очень характерные, очень важные приметы времени - от музыкальных составляющих до одежды, до этих знаменитых кирзовых сапог, до телогреек, шапок-ушанок. И всё это может легко существовать в его спектакле с кринолинами, с фижмами. Потому что мир един. Вот главный его посыл», - делится Марина Давыдова, театральный критик.

Константин Богомолов считает Юрия Погребничко своим учителем. В детстве много ходил на спектакли театра «Около» и на репетиции:
«Я смотрел на то, как существуют артисты в его спектаклях, на способ организации его спектаклей. Я смотрел на атмосферу, которая там создавалась и создается. Но его эстетику, на его иронию, сентиментальность, одновременно перемешанную с этой иронией. На какую-то особенную подлинность. Не подлинность надрыва, а подлинности тишины. И мне хотелось понять, как это сделано. Мне хотелось подражать этому».

Полное название театра – «Около дома Станиславского». Тут есть формальная сторона – он расположен рядом с домом-музеем Константина Сергеевича. Но есть и глубинный смысл.

«Это актёрский театр, то есть театр реализуется через актёра, через игру, через работу. Это требует специальной подготовки, специальные тренировки. Чем в общем занимался Станиславский», - объясняет Погребничко.

Актеры театра говорят - Погребничко может показаться парадоксальным. Он создает точный внешний рисунок, выверяет количество шагов, куда поворачивается актер, на что смотрит. А потом ситуацию отпускает.

«И у тебя много задач всяких, ты помнишь об этих задачах. И вдруг он тебе говорит: «А сегодня как Бог на душу положит. Как пойдёт». И это на меня всегда очень действует. Это срабатывает», - отмечает Алексей Левинский, заслуженный артист России.

В одном из своих спектаклей Юрий Погребничко входит на сцену и будто бы без интонации, как восточный мудрец, произносит: «Спектакль «Вернись в Сорренто»- это коан». Коан - это короткая история, помогающая ученику выбраться за пределы рассудочного восприятия окружающего мира.

Сегодня, в день юбилея режиссёра, смотрите на нашем канале программу «Линия жизни» с Юрием Погребничко. Начало в 20:15.

Яна Мирой

Новости культуры