VIII Московская биеннале современного искусства открывается в Новой Третьяковке
Восьмая Московская международная биеннале современного искусства открывается в Новой Третьяковке на Крымском валу. Основной проект объединил работы 34 художников из 11 стран.
8-я Московская биеннале - это 35 выставок по всему городу, но главная - в новой Третьяковке. Основной проект - город, придуманный архитектором Сергеем Чобаном. Здесь среди конструкций и павильонов художники ведут диалог - о самом важном, что сейчас происходит - и мире, и в искусстве.
«Две работы, которые, с моей точки зрения, олицетворяют диалог, который сегодня получился. Это работа Стефана Балкенхола - совершенно типичная европейская, когда в Европе на протяжении очень многих поколений разные художники изображали своих современников или себя. И работа Рашида аль Кхалифа из Бахрейна, а на Востоке, как мы знаем, наоборот изображения человека, лиц, фигур были под запретом», - отмечает Юлия Музыкантская, президент Московской международной биеннале современного искусства.
Лабиринт Рашида аль Кхалифа буквально воплощает тему биеннале этого года «Ориентирование на местности». Смыслов у этого словосочетания столько же, сколько художников представили свои работы. Монохромные фото и видео - реакция на терроризм нидерландского художника Эдди Бала. По телевизору он увидел новостной сюжет о казни, так называемых, неверных - людей сбрасывали с высотных зданий. В память об убитых он создал Реквием по падающему человеку.
«Видео закольцовано. Таким образом мы показываем, что человек бесконечно падает в бездну жестокости и ужаса, который происходит сейчас в мире», - объясняет Эдди Бал, художник.
О жестокости и пренебрежительном отношении к личности рассуждает и Андрей Кузькин. 1104 хлебных человечка сидят в одной и той же позе и просят об одном и том же – о пощаде. Каждый из них смотрит на посетителя и обращается к нему же. Этот народ создан из черного хлеба с солью, а тех, что рядом - художник любовно покрыл своей кровью. На 6 голов хватило половины литра.
«В данном случае кровь изображает кровь. Но я думаю, что восприятие человека, который знает, что это реальная кровь меняется. Так как меня приписывают к московской концептуальной школе, романтический концептуализм, поэтому для меня эти вещи, они важны. То есть не то, как это выглядит, а то, из чего это сделано», - говорит Андрей Кузькин, художник.
Использовать в свои работах кровь было бы логично Наталье Ситниковой - ее полотна представлены в тандеме с холстами Германа Нитча. Один из основателей венского акционизма, которого называют «кровавым певцом насилия», еще в 50-х делал перформансы с кровью и внутренними органами животных. На московской биеннале от тех акций осталась только рубашка художника и лежащая картина Натальи Ситниковой. Это некий оммаж акционисту, на своих перформансах он всегда клал холсты.
«Рисовать кровью, конечно, я не собиралась, и главное, что у него здесь вещи нарисованы не кровью. Но сама предыстория его, она известна. И для меня появилась возможность сделать свои вещи на ту же тему, но немножечко о другом», - делится Наталья Ситникова.
Впервые за всю историю Московская биеннале проходит в партнерстве с другим музеем — венским музеем «Альбертина», где хранится одно из самых значительных в мире собраний графики. В Москве из Вены - 11 работ и не только Германа Нитча. Портрет Джессики Алекса Каца доставили прямиком из кабинета директора Альбертины Клауса Шрёдера.
«Мы хотели вдохновить российских художников, всегда трудно показывать современное искусство, в любой стране и Австрия не исключение. Но мы хотели это сделать и соединить классических модернистов и наших современников», - рассказывает Клаус Альбрехт Шрёдер директор музея Альбертина.
Такое собрание художников из разных стран и разных поколений случается только раз, организаторы даже не предлагают прийти на эту биеннале. Говорят, что это просто необходимо сделать - увидеть работы тех, с кем живешь в одно время и понять, созвучны ли ваши мысли.
Анна Галинская