"Группа "Девять" - выставка-ретроспектива в музее-заповеднике "Абрамцево"

05 ноября 2019 20:37
В музее-заповеднике «Абрамцево» проходит выставка «Группа «Девять». Это сообщество молодых реформаторов возникло внутри Московского Союза художников в конце 50-х. Они шли наперекор принятым в советском искусстве нормам.

В музее-заповеднике «Абрамцево» проходит выставка «Группа «Девять». Это сообщество молодых реформаторов возникло внутри Московского Союза художников в конце 50-х. Они шли наперекор принятым в советском искусстве нормам. О творчестве тех, кто входил в «Девятку», - Юлия Струкова.

«Откровенный уход от содержания, от больших задач современности». «Природа стилизована, есть элементы формотворчества». Это лишь часть критики, что 9 июня 1961 года обрушилась на молодых художников «Группы «Девять». Павел Никонов - один из ее участников.

«Все это кончилось какой-то митинговщиной - тем, чего мы больше всего боялись. Нам не хотелось никакого ажиотажа. Мы хотели только лишь серьезного, глубокого разговора об искусстве», - вспоминает Павел Никонов, народный художник России.

Вот эти девять художников - на линогравюре Иллариона Голицына. Они были увлечены французской школой живописи, адаптировали сезаннизм, продолжали пути мастеров общества «Бубновый валет» и искали свои формы и способы выражения времени.

«Мне кажется, что это именно те художники, которые развили и подняли ту историческую и художественную связь, которая была, к сожалению, утеряна с 30-х годов в нашем государстве. В зависимости от ситуации это может быть связано и с репрессиями, и с тем, что художников настоящих не показывали», - рассказал коллекционер Алексей Бабаян.

Официальное искусство с постоянными юбилеями Революции и строительством социализма делало всех художников похожими, не давало развиваться индивидуальности. В «Группе «Девять» делились друг с другом знаниями, искали свои живописные методы. Например, Борис Биргер будто отсылает зрителя к старым мастерам: Рембрандту, Тициану. После того, как художник эмигрировал в Германию, на родине его долгое время не вспоминали.

«Он не признает градации жанров. Он считает, что вполне себе натюрморт может быть портретным, а пейзаж может быть в полной мере тоже портретным. То есть для Биргера важнее найти или понять духовную составляющую живописи. Для него живопись - есть предмет духовный, в первую очередь», - пояснила куратор выставки, ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Абрамцево» Светлана Волкова.

Владимир Вайсберг экспериментировал не только с разным цветом - целую серию так и называл «белое на белом». Керамист Наталья Егоршина сумела перенести прозрачность декоративных работ в свою станковую живопись. В «Абрамцеве» собрана уникальная коллекция шестидесятников. Многие мастера дарили свои работы, часть музей приобретал прямо в мастерских поселка художников, что по соседству. Специалисты уверены: в этом собрании - еще множество открытий.

Юлия Струкова

Новости культуры