В Москве открылась выставка "Зданевич: здесь и сейчас"
Выставка «Зданевич: здесь и сейчас» открылась в Московском музее современного искусства. Без этого творца и теоретика искусств, по мнению многих критиков, «не состоялся бы русский авангард и обеднел европейский».
«Это моя придумка такая: «поэ, поээээззииия» – зияет, она зияет. «Мо-о», вот эта «мо» – это мотив. Наш мотив – он в конусе вот этого футуристического, в футуристическом конусе. Мотив – это музыка», – рассказал доктор филологических наук Александр Бубнов.
Александр Бубнов – один из тех, кто создавал современный сборник «Поэзия неведомых слов»; это посвящение Илье Зданевичу или Ильязду, как сам себя называл художник, издатель, теоретик искусства. Рядом ниже – сборник оригинальный, датируемый 1949-ым – произведения поэтов-футуристов и дадаистов, которые отобрал Зданевич.
Проиллюстрировать эту книгу в жанре Livre d`artiste он пригласил лучших художников своего времени, среди которых Пикассо, Шагал, Матисс.
«Это был организаторский талант Ильязда, который сумел уговорить эти художников. Например, когда он пришел к Матиссу, Матисс сказал: «Ну, мне сейчас не до этого. Я не хочу». И по легенде Ильязд станцевал перед ним лезгинку. Говорит, ну, что мне еще сделать – могу станцевать. Матисс улыбнулся: «Ну, ладно, – говорит, – я согласен», – рассказал художник Михаил Погарский, куратор выставки.
В этом году «Поэзии неведомых слов» исполняется 70 лет, а со дня рождения Ильязда – 125. Две даты арт-сообщество отмечает художественно. Лица раскрашены – первым это делал как раз Зданевич, чтобы привнести искусство в жизнь и скрасить серые будни. Раскрашивал он и русский язык, выдумал свой – так называемый «заумный», который, по идее, передавал все тонкости разговорной речи. Нечто похожее появилось в интернете в начале 2000-ых – известный всем сетевой жаргон, когда-то на нем были написаны книги.
«Те вещи, те приемы, которые мы видим у сегодняшних художников, которые использованы в создании книг, – Зданевич пользовался этими приемами еще в начале XX века», – сказал Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства.
Книги, инсталляции, коллажи – современные художники представили свои арт-объекты, посвященные Ильязду. Василий Власов создал календарь футуриста – 12 коробов, в которых считываются работы авангардистов, а также события из жизни Зданевича.
«Зданевич читал лекцию у себя в Тбилиси, и меня вдохновило то, что здесь несколько строчек – будет дискуссия... там гитара сломанная и все такое», - поделился Василий Власов, художник.
Еще одна часть празднования - перформанс. Чтение поэм и стихов, и эксцентричные попытки взлететь.
Анна Галиснкая, Александр Садольский