Императорский фарфоровый завод отметил 275-летие

11 января 2020 10:40
«Порцелиновая» мануфактура, основанная Елизаветой Петровной, сегодня известна всему миру. Здесь хранят традиции и продолжают изобретать новые формы и технологии.


«Порцелиновая» мануфактура, основанная Елизаветой Петровной, сегодня известна всему миру. Здесь хранят традиции и продолжают изобретать новые формы и технологии. 

Первый русский фарфор начинался вот с этой чашечки. Дмитрий Виноградов несколько лет искал собственную технологию.

«Они ездили в Подмосковье, отбирали глины, отбирали полевой шпат, кварц — это основные составляющие фарфора. Очень много времени ушло для того, чтобы сделать оборудование. Потому что все эти материалы должны тщательно измельчаться и вообще технология фарфора очень сложная», — поделилась заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа Анна Иванова.

В фарфоре отразились вкусы государей. Чернильный прибор Павла I — памятник эпохи Просвещения. Гурьевский сервиз Александра I — с сюжетами из русской жизни и скульптурными образами крестьян. Серию «Народности российской империи» создавали по заказу Николая II. В коллекции — 74 статуэтки, вылепленные скульптором Петром Каменским. 

С начала XX века с заводом все больше сотрудничают художники. «Влюбленных» Константина Сомова в 1906 году Дягилев посылал на выставку в Париж. 

«После революции, февральской революции 17 года, завод был признан государственным. И через какое-то время перед ним была поставлена задача создать новый революционный фарфор», — рассказала Анна Иванова.

Появился агитфарфор. Вот революционный Петербург. Шахматы времен гражданской войны, где фигурки — это красные и белые. С 20-х с заводом сотрудничал Малевич. Вот его чайник и получашки. А супрематическая чернильница — результат работы его учеников.

В музее можно изучать историю страны. Вот эти предметы сделаны в блокадном Ленинграде. А этот сервиз выпущен к 50-летию Революции. В 60-х на заводе был изобретен костяной фарфор, за что технологам дали государственную премию.

«Добавляли костяную муку — прожигали кость. И эта костяная мука превращала фарфор в белейший. Уничтожались все окислы, которые могли бы этот фарфор изменить в цвете», — объяснила заслуженный художник России Татьяна Афанасьева.

Императорский фарфор — это по-прежнему сочетание ручной работы, современных технологий и новых художественных разработок. Это единственный в мире завод, в штате которого состоят 24 художника.
 


Юлия Струкова, Елена Хвостова 

Новости культуры