В Москве проходит фестиваль камерной музыки «Возвращение»
Фестиваль камерной музыки «Возвращение». Он начинался в столице как фестиваль друзей-музыкантов, которые разъехались в разные концы света, но на новогодние каникулы заскочили домой. Двадцать с лишним лет прошло. Программа меняется регулярно и полностью, исполненное хотя бы однажды произведение никогда не повторяется. Темы всегда новые. Например: произведения авторов, не имевших музыкального образования. Или музыка, созданная в местах лишения свободы или во время военных действий. Одна из тем этого года — псевдофольклор.Для Бориса Андрианова каждый год начинается с «Возвращения». За двадцать с лишним лет, что существует смотр, не пропустил ни одного фестиваля. Это выступление — первое после новогоднего отпуска.
«Продолжение Нового года — фестиваль „Возвращение“. Это все школьные и студенческие друзья. Для меня это не просто фестиваль, а ритуал, который проходит пол моей жизни», — признался виолончелист.
Пианистка Екатерина Апекишева — также участница смотра, можно сказать, с 20-летним стажем. В Москву для встречи со своими однокашниками по Гнесинке прилетела из Англии, где живет уже много лет. Она — профессор Высшей школы музыки и драмы в Лондоне. Екатерина считает, что фестиваль «Возвращение» по-своему уникальный.
«Уникальность в том, что никогда не повторяются произведения. Я не знаю, сколько это еще лет может продолжаться, может быть когда-нибудь Рома сделает фестиваль с повтором произведений из прошлых. Но это будет уже что-то другое», — отметила пианистка.
А пока для «Возвращения» исполнители готовят новый для себя репертуар. Екатерина Апекишева и пианист Вадим Холоденко выучили Семь пьес для двух фортепиано из цикла «Микрокосмос» Бартока.
«Для венгерской фортепианной культуры это необычайно важное сочинение. Это такой буквально национальный кодекс о том, как надо обучать игре на фортепиано», — сказал пианист Вадим Холоденко.
Благодаря фантазии музыкантов программа фестиваля собирается по принципу коллажа. Эти сочинения образуют цикл с собственной внутренней драматургией, что помогает слушателю открывать для себя малоизвестные произведения. В программу нынешнего концерта вошли произведения, которые многие считали народными. На самом же деле у них свои авторы. Тема концерта — фольклор.
«Это не столько шутка, сколько игра слов, я бы сказал, речь идет о том, как композиторы писали музыку, разговаривая как бы народным языком и какое взаимовлияние было у музыки народной и композиторской», — поделился скрипач Роман Минц.
Сегодня «Возвращение» — одно из самых ярких и ожидаемых событий столичного концертного сезона. Резиденты фестиваля завоевали международное признание: это исполнители, выступающие на лучших сценах мира, лауреаты престижных премий, солисты ведущих мировых оркестров.
Лидия Алешина