В столичном Гоголь-центре готова премьера — «Петровы в гриппе»

16 января 2020 20:22
В основе спектакля режиссера Антона Федорова — роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» .


В столичном Гоголь-центре готова премьера — «Петровы в гриппе». В основе спектакля, который поставил режиссер Антон Федоров, — роман Алексея Сальникова.

Спектакль по роману современного писателя Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» — премия «Национальный бестселлер» 2018 года.

Идея поставить «Петровых в гриппе» принадлежит Кириллу Серебренникову. Он же сделал инсценировку и пригласил поставить спектакль Антона Федорова, для которого эта работа — дебют в Гоголь-центре. Сам Серебренников параллельно снимает одноименный фильм, выход которого ожидается в этом году.

«Поначалу возникло ощущение, что это поставить невозможно. Но потом сразу пришла мысль, что конечно можно и нужно. Потому что это текст очень подходит для театра, нужно только найти ключ. Такое мерцание картинок, когда мы читаем книгу, к нам приходят какие-то картинки — одна, другая. Вот именно этот процесс мы хотели осуществить на сцене», — сказал Антон Федоров, режиссер.

В центре истории — Петровы: он — слесарь, она — библиотекарь, сын — школьник. Обычная семья, которая заболевает банальным гриппом. Гриппозный бред меняет реальность, смешивает понятия, заставляет по-иному увидеть саму жизнь. Оказывается, она течет быстрее, чем герои успевают заметить. Живут, но не успевают жить. Философская история, полная нюансов, которые лучше чувствовать, чем проговаривать, — уверены авторы. Каждый, конечно, прочувствует по-своему.

«Два месяца мне регулярно снились кошмары. Потом как-то отпустило. Вообще Антон сказал мне такую вещь — наш спектакль длится 2:20. Мы на сцене 2:20. И зрители в зале 2:20. И мы все вместе умираем — двигаемся потихонечку, приближаемся к смерти. И почему-то для меня все это как-то стало легко», — призналась актриса Яна Иртеньева.

Главная сложность для режиссера — заставить очень литературную историю звучать не нарративно, но театрально. Вызовом для художника спектакля Саввы Савельева стало придумать пространство, в котором реальность чередуется с галлюцинациями, перемежаясь воспоминаниями детства героев.

«Место действия у нас — троллейбус. И квартира, и детство Петровых, и библиотека, и Дом культуры — это все заключено в один объект: троллейбус. Как символ движения жизни, в который кто-то заходит, кто-то выходит, кто засыпает, кто-то умирает. И этот троллейбус куда-то едет», — поделился художник Савва Савельев.

Неосознанное погружение в подсознательное, повседневность и фантасмагория, хаос жизни, оборачивающийся откровениями. Грипп неожиданно превращает рядового автослесаря — в модернистского героя.

«Грипп такая интересная болезнь — меняет сознание, когда температура высокая. Как раз идет преломление и нам кажется, что обычная наша жизнь, что я ем макароны, варю их — что на самом деле все не так. В процессе репетиций у меня было ощущение, что я гриппую до сих пор, находясь с вами какой-то бред несу», — отметил актер Семен Штейнберг.


Валерия Кудрявцева 

Новости культуры