Выставка «Британское барокко: Власть и иллюзия» открылась в лондонской галерее Тейт
Живописные полотна расскажут о временах правления последних монархов династии Стюартов, и барочном искусстве Великобритании.
Основная тема выставки — королевский двор, как центр культурной и политической жизни. В залах представлены портреты, картины-обманки и фрески. Это работы художников XVII века: Питера Лили, Годфри Кнеллера и Джеймса Торнхилла. Многие произведения выставляются впервые.
«Я думаю, что многие события этой эпохи определили вектор развития страны на следующие 300 лет. Есть события, которые известны всем, например, Большой пожар в Лондоне и эпидемия чумы, но также в это время произошло восстановление монархии и „война партий“, пик которой пришёлся на правление королевы Анны», — рассказала куратор выставки Табита Барбер.
Во время подготовки к выставке было сделано несколько открытий. Одно из них — парадный портрет кисти Джона Клостермана. Ранее считалось, что на картине изображен старший сын короля-солнца — Людовик Великий Дофин, но оказалось, что на полотне — лорд-мэр Лондона Томас Абни.
«Когда мы очистили полотно, обратили внимание на знаки отличия на конской сбруе, жемчужный меч и фон, которые говорят о том, что это был не Великий Дофин, а лорд-мэр Лондона. Он был известен своей набожностью, а также стал одним из первых директоров Банка Англии. Мы изучили эту работу, восстановили полотно и теперь впервые представили его публике», — поделился помощник куратора Тим Бэтчелор.
Одна из главных тем экспозиции — диалог культур. Только три мастера на выставке — уроженцы Великобритании. Остальные — художники иностранного происхождения. Один из них — итальянец Антонио Веррио. На выставке представлена его работа «Морской триумф Карла II». Живописное полотно написано как фреска, на которой монарх предстает в образе повелителя морей. Искусство — на службе власти.
«15 лет войны с голландцами за превосходство над морями и, наконец, в середине 1670-х годов, мы выиграли войну. На этой картине Карл II изображен как триумфатор, победитель врагов», — отметил Тим Бэтчелор.
Выставка стала своего рода исследованием британской барочной живописи. Эксперты считают этот исторический период сложной и малоизученной эпохой в истории искусства.
Табита Барбер, куратор выставки: «Я думаю, что эта выставка — демонстрация великолепия, которое в конце XVII века было показателем влияния и статуса. Богатые и знатные люди должны были отличаться от всех. Если вы состоятельный человек, то ваш долг — являть величие. Этот принцип отражён и в оформлении экспозиции».
Выставка призвана дополнить всемирную историю барочного искусства, которое у многих ассоциируется только с художественными традициями Италии и Франции, но не Британии.
Елена Оганесян