Китай загоняет Африку в долги
26 ноября 2019
20:08
Вести.Экономика
Общий долг Китая в последнее время достиг рекордные 300%, об этом свидетельствуют данные МВФ.
В целом, в последнем десятилетии к югу от Сахары долг удвоится, "благодаря" тому, что Китай создает оффшорный новый долг вдали от материка и его колоний.
"Долг сам по себе не плох. Плохо, когда он расходуется на неправильные вещи, и когда он наращивается с той скоростью, с которой экономика не справляется. В тех случаях, когда долг опасен — как в Замбии - мы скажем, вам действительно нужно справиться со своим долгом. В других случаях, например, в Эфиопии, мы говорим, что необходимо пересмотреть некоторые из ваших долгов", - отмечает Георгиева.
Китай, конечно, не потеряет сон из-за долгов Африки: большая часть этого долга, особенно, когда он реструктурирован, делает Китай владельцем основных активов. Фактически Китай колонизирует весь континент, захватывая наиболее ценные активы без единого выстрела.
Только на семь стран - стратегически важные Ангола, Камерун, Эфиопия, Кения, Конго, Судан и Замбия — пришлось две трети совокупных заимствований в 2017 году. На богатую нефтью Анголу приходится 30% долга, или $43 млрд (35% ВВП Анголы в 2017 году). В конечном итоге Ангола заключила соглашение, по условиям которого она расплачивалась за инфраструктурные долги с Китаем нефтью.
Согласно исследованию МВФ, проведенному в апреле 2018 года, по состоянию на конец 2017 года 40% стран Африки к югу от Сахары с низким уровнем дохода находятся в состоянии долгового кризиса или имеют высокий риск возникновения долговых проблем, включая Эфиопию, Конго и Замбию.
Забавно, что в своем выступлении в сентябре 2018 года президент Си Цзиньпин пообещал выделить еще $60 млрд на развитие инфраструктуры в Африке в течение следующих трех лет. Как выяснилось, Си пошутил, потому что Китай должен был захватить прибыльный порт Кении Момбаса, если Kenya Railways Corporation потерпит дефолт по долгу Эксимбанка Китая. Построенная в Китае, финансируемая Китаем железная дорога Мадарака-Экспресс испытывала перерасход средств. Внешние наблюдатели подвергли сомнению ее экономическую жизнеспособность, но Китаю все равно: даже если проект, финансируемый Китаем, на 80% потерпел неудачу, у Пекина есть защита. Что-то вроде "обмен долга на суверенитет".
Дело не только в Кении и Анголе: другими примерами финального этапа колонизации Китая, финансируемой за счет долга, является Шри-Ланка, где трудности с обслуживанием инфраструктурных долгов на $8 млрд из Китая заставили властей передать контрольный пакет акций второго по величине порта страны в Хамбантоте, отдав его в аренду на 99 лет дочерней структуре китайского государственного предприятия в декабре 2017 года.
Фактически, пока США и Европа стремились монетизировать свой долг в течение последнего десятилетия, чтобы избежать социальной катастрофы, Китай был занят тем, чтобы стать главным кредитором не только большей части Африки, но и бесчисленного количества развивающихся стран, эффективно колонизируя их и завладевая большинством активов развивающихся стран.
А так как развивающиеся страны не выполняют своих обязательств по китайским кредитам и вынуждены передавать ключи от ключевых проектов Пекину, Китай будет медленно, но верно "колонизировать" не только Африку, но и многие азиатские страны в рамках инициативы "Один пояс — одна дорога".