Жёлтые такси реже попадают в аварии
В начале 20 века чикагский бизнесмен заказал научное исследование. Он хотел знать, какого цвета должны быть автомобили для такси, чтобы они выделялись на фоне моря чёрных машин на улицах. Не сложно догадаться, что он тогда получил ответ: жёлтого. Результат того решения мы теперь можем наблюдать по всему миру.
Более чем сто лет спустя, международная команда учёных решила вернуться к вопросу цвета такси. На этот раз исследователи во главе с профессором Тек-Хуа Хо (Teck-Hua Ho) из Национального университета Сингапура обратились к вопросу безопасности. Интерес к проблеме возник, когда в 2002 году в Сингапуре произошло слияние двух крупных таксомоторных компаний, причём цвет автомобилей был в одной из них жёлтым, а в другой – синим.
На данный момент в компании числится 4175 жёлтых и 12525 синих машин модели Hyundai Sonata. Все они проходят техническое обслуживание по одинаковому графику, и все безропотно приняли участие в исследовании команды Хо, результаты которого были опубликованы в журнале PNAS.
Для начала учёные проанализировали предоставленные данные GPS-записей об авариях, собранные за последние 36 месяцев. Оказалось, что на долю синих такси за это время пришлось в среднем 71,7 ДТП на каждую тысячу автомобилей. Аналогичный показатель для жёлтых машин составил 65,6. То есть разница в пользу вторых составила 9%.
На втором этапе исследователям было необходимо исключить из результатов человеческий фактор, то есть убедиться, что на количество аварий не повлияла квалификация и манера вождения отдельных людей. Для этого они наблюдали за водителями с помощью специальной системы слежения, которая каждые 15 секунд фиксирует местоположение машины и статус такси (такси везёт пассажира, ожидает вызова или не работает). Обработанные данные не выявили каких-либо различий между вариантами цвета.
Наконец, каждая авария была разобрана отдельно для выявления всех обстоятельств. В итоге у авторов исследования сложилось две версии объяснения полученных данных, которые полностью подтвердились.
Во-первых, жёлтый цвет действительно имеет защитный эффект, когда авария может быть спровоцирована водителем другой машины. Выглядит вполне логично, что яркое пятно на фоне остальной действительности, каким является жёлтый автомобиль, – это сигнал как минимум для повышения внимания. И второе существенное преимущество проявляет себя в тёмное время суток: всё то же яркое пятно легче заметить (в том числе с большого расстояния, что повышает шансы на остановку или манёвр).
А вот и практический вывод, который напрашивается сам собой. Если компания, претерпевшая слияние, перекрасит оставшуюся часть автопарка в жёлтый цвет, то в течение года ей удастся избежать большого числа аварий, что поможет сэкономить около $1,4 миллиона.
Таким образом, и для водителей, и для пассажиров, и для самих таксомоторных компаний выгодно соблюдать введённый в Москве в 2013 году запрет.
Добавим, что ранее учёные также установили, что поездки на такси с попутчиками выгоднее одиночных (причины рассказываем в нашем материале). Также корреспонденты "Вести.Наука" совсем недавно рассказывали о первом в мире летающем такси.