Пожилые люди перестают отличать похожие звуки, но это можно изменить
Многие люди отмечают, что по мере взросления им всё тяжелее даётся изучение иностранных языков или освоение музыкальных инструментов. В чём причина? Исследователи считают, всё дело в том, что со временем способность мозга различать звуки ухудшается. Но недавняя научная работа на мышах показала, что это вполне можно изменить.
Несколько лет назад учёный Джей Бландон (Jay Blundon) и его коллеги из детского исследовательского госпиталя святого Иуды (St Jude Children’s Research Hospital) обнаружили, что уровни химического вещества под названием аденозин в таламусе (область головного мозга, отвечающая за перераспределение информации от органов чувств, за исключением обоняния, к коре головного мозга) увеличивался по мере взросления мышей.
В свою очередь, именно это и может активировать некий механизм, который замедляет процессы обучения в слуховой коре головного мозга. В связи с этим, когда старым мышам проигрывали две разные, но близкие по звучанию ноты, они не были в состоянии различить их.
Однако исследовательская группа обнаружила, что при помощи генетических инструментов или особых лекарственных средств можно снизить уровень аденозина так, чтобы мыши смогли уловить разницу между звуками.
И чтобы продемонстрировать это, учёные включали старым грызунам непрерывный звук в качестве фонового шума. Затем они включали немного иной тон в качестве дополнения к первому. Мыши были слегка ошарашены новым звуком, что показало, что они смогли его распознать и отличить от того, который играл фоном.
Когда специалисты блокировали аденозиновый механизм, то это приводило к увеличению в слуховой зоне коры головного мозга мышей количества нейронов, реагирующих звук. Этот процесс называется нейропластичность. По мнению Бландона, по этой причине навык распознавания нот улучшался у старых мышей.
Если нейропластичность и распознавание звуков можно улучшать у пожилых людей, то им сможет легче даваться обучение игре на музыкальных инструментах или обучение иностранным языкам, говорит Бландон.
"Изучение второго языка в более позднем возрасте может быть несколько сложным из-за неспособности чётко слышать разницу в фонемах", — объясняет он (фонемы – это отдельные единицы звука, из которых и состоит весь язык – прим.ред.).
Более того, улучшение слуховой пластичности также может помочь при таких состояниях, как инсульт или звон в ушах, добавляет автор исследования. Различные слуховые нейроны потенциально могут взять на себя роль тех, которые были разрушены в результате инсульта (или заменить те, которые становятся гиперактивными при звоне в ушах).
"Но мы ещё довольно далеко от исследований с участием человека", — отмечает учёный.
Исследование может пригодиться и для людей с кохлеарными имплантатами, говорит Гэри Хаусли (Gary Housley) из университета Нового Южного Уэльса. Дети достаточно быстро приспосабливаются к использованию этих устройств, в то время как взрослым людям это даётся с трудом. Возможно, причина как раз в снижение слуховой пластичности, говорит Хаусли.
Результаты исследования опубликованы в научном издании Science.